Менеджмент
Бесплатный
Марк Розин
Статья опубликована в № 3745 от 25.12.2014 под заголовком: Советы консультанта: Под Новый год сжигаем ритуальный менеджмент

Под Новый год сжигаем ритуальный менеджмент

Летом я проводил стратегическую сессию для правления одной из крупнейших украинских компаний. Часть активов компании находилась в зоне боевых действий. Мы обсуждали, какие долгосрочные инвестиционные программы сохранить, а какие отменить в связи с войной. В какой-то момент один из менеджеров произнес страстную речь. Он сказал, что нужно отменить не только многие инвестиционные программы, но и многие практики менеджмента. «Хватит заниматься ритуальным менеджментом!» - сказал он. Слово «ритуальный» было подхвачено участниками - и течение сессии изменилось. Мы временно отложили в сторону инвестиции и занялись практиками управления. И вдруг оказалось, что 80% комитетов не нужны - являются ритуальными; проектный офис весь, в полном составе, со всеми процедурами проектного управления - никому не нужный ритуал; департамент управления рисками и бесчисленные матрицы рисков не уберегли ни от каких настоящих рисков, и их существование - не более чем ритуал; карты эффективности с КПЭ, которые очевидно невозможно выполнить в военное время, - не более чем ритуал (а вот, кстати, обратная связь методом «360 градусов» - очень эффективная и полезная процедура даже во время войны); стратегические презентации с необыкновенно красивыми схемами и графиками, созданные при участии лучших консультантов, - исключительно прекрасная ритуальная игра в бисер... И тут вдруг обнаружилось, что разработка стратегии и представление ее совету директоров всегда были игрой и ритуалом и, более того, все это знали: каждый топ-менеджер признался, что относился к стратегическому планированию исключительно как к ритуалу, - просто никто никогда ни разу об этом не сказал.

И когда мы все это обсудили и расклассифицировали все практики на ритуальные и необходимые, то освободилось так много времени и вдруг оказалось, что есть масса возможностей для занятия чем-то нужным, если мы перестанем делать ненужное.

Тогда подумал: неужели для того, чтобы отказаться от ненужного ритуального менеджмента, требуется война?

Воспользуемся этим стихийно найденным понятием «ритуальный менеджмент» и будем называть так все управленческие практики, которые не приносят пользы бизнесу, а выполняются по каким-то коммуникативным, политическим, интриганским, карьерным (все это по большому счету одно и то же) причинам либо (что тоже бывает) просто по глупости.

Как образуются ритуальные формы менеджмента

Первый путь - «дублирование дорог». Чтобы пояснить название, начну с истории. Некий город (и это была не Москва) очень страдал от пробок. В один прекрасный год мэрия города получила весьма приличный бюджет на решение этой проблемы. «Давайте для каждой дороги построим дублер», - решили в мэрии. Сказано - сделано. За год программа была реализована - и город... вы, конечно, догадались: город встал. В отличие от вас мэрия не сообразила, что дублирование дорог увеличивает количество перекрестков в 4(!) раза, а поскольку перекрестки - одна из главных причин пробок, то нормальное движение становится попросту невозможным. Правильный подход - строить развязки, не увеличивая (а лучше даже уменьшая) количество дорог.

Эта история объясняет бюрократический ступор громадного количества организаций. Сталкиваясь с проблемой, корпорации склонны не улучшать существующие процедуры, не отлаживать стыки, а создавать новые процедуры, не отменяя предыдущие. Количество стыков растет в геометрической прогрессии, порождаемые ими проблемы вызывают к жизни новые процедуры - и внутреннее устройство организации лишается остатков здравого смысла. Я уж не говорю о том, какое количество людей требуется, чтобы обслуживать все эти процедуры (эксплуатировать и ремонтировать все дороги).

Описанный путь появления ритуальных практик менеджмента - «дублирование дорог» - порожден как раз глупостью, но по крайней мере его инициаторы исходят из благих намерений, которыми, впрочем, как мы знаем, вымощена дорога в ад.

Еще одна форма ритуального менеджмента - «лучшие практики»

Приходит в компанию новый руководитель и говорит: «Давайте все сделаем, как в лучших компаниях: миссия, видение, ценности, стратегия, процессы, КПЭ, грейды...» Как вы думаете, сколько из этих практик окажутся ритуальными? Ответ почти очевиден, не правда ли? (Не все, конечно, - некоторые действительно нужны и имеют шанс стать эффективными - но подавляющее большинство...) Интересно, почему это не очевидно всем тем менеджерам, которые затевают эти проекты? Это еще одна разновидность благого намерения: хочу выстроить компанию в соответствии с лучшими образцами, но игнорирую стадию развития организации - и получаю красивый ритуал.

Третий путь - «корпоративные игры»

Я имею в виду проекты, которые делаются ради карьеры, власти и не имеют благородных побуждений даже в основе - если их учесть, мы перестанем удивляться, почему в крупных компаниях такой большой процент управленческих практик является ритуальным, и не будем больше спрашивать, почему неэффективен крупный частный бизнес (не говоря уж о государственном, где ритуалов в разы больше).

Друзья, мы вошли в шторм, в кризис. Может быть, стоит не дожидаться худшего и прямо сейчас отказаться от ритуальных практик?

Сделать это совсем нетрудно, если есть внутренняя решимость. Составьте список всех процедур управления, всех коллегиальных органов, всех совещаний, всех документов, функционирующих в компании, и по отношению к каждому из них задайте себе три вопроса:

Является ли эта практика действительно необходимой для оперативного управления?

Может быть, она позволяет совершенствовать продукты и услуги и в будущем сделает клиента более счастливым?

Если ответ на первый или второй вопрос утвердительный, то нельзя ли кардинально упростить эту практику или объединить ее с другой?

По итогам такой ревизии безжалостно ликвидируйте, упрощайте, объединяйте все, без чего можно обойтись, что не имеет очевидной ценности, что является ритуальным.

Знаете, как легко после этого будет сокращать численность? А как много свободного времени появится у топ-менеджмента? А сколько творчества и энергии на спасение и развитие бизнеса вдруг высвободится в организации?

Скоро Новый год. Думаю, уходящий год напугал нас достаточно, чтобы мы засучив рукава взялись за искоренение ненужных ритуалов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать