Статья опубликована в № 3804 от 03.04.2015 под заголовком: Попкорн на миллионы

На таком банальном товаре, как поп-корн, можно заработать 17 млн фунтов стерлингов

Важно рекламировать его как товар полезный для здоровья
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Поиск подходящего производителя стал первым серьезным вызовом
AP

Первая встреча Кассандры Ставру и Райана Кона с сотрудниками универмага Selfridges с целью обсудить продажу их фасованного попкорна обернулась фарсом, хотя могла закончиться трагедией.

Незадолго до встречи друг решил прокатить Ставру на багажнике велосипеда, она упала и сломала ногу. Так что на переговоры Ставру припрыгала. Солидно ковылять не могла – опаздывала. Стартап Propercorn, основанный ею и Райаном Коном, с момента рождения получил всего три заказа, так что пропустить встречу было никак невозможно.

«Райан вовремя подставил мне плечо», – вспоминает Ставру. Так они и заявились: 180-сантиметровый Кон нес образцы продукции, за плечо цеплялся партнер, размахивающий костылем, и вся эта конструкция опасно балансировала на эскалаторах, поднимаясь на пятый этаж.

«Видно было, что мы сильно нервничаем и суетимся, и покупатель, кажется, нашел это забавным», – вспоминают партнеры.

Дело было в 2011 г. Сейчас обоим лондонцам по 31 году, и они сумели позиционировать свой товар как полезную для здоровья закуску, «правильно приготовленный попкорн» в пакетах, который нужно покупать вместо вредных чипсов и прочих снеков. Упаковки Propercorn со вкусом вроде «сладкий кокос и ваниль» или «сметана и лук» можно найти на полках таких супермаркетов, как Tesco, Waitroseо, не говоря уж о Selfridges.

Родня – это важно

Как традиционная еда в кинотеатрах и на пятничных домашних просмотрах кино, попкорн может похвастаться быстрым ростом спроса. Первым покупателем Propercorn стала столовая лондонской штаб-квартиры Google, заказавшая 1000 упаковок. «У нас там друзья работали, они устроили встречу с начальником», – признается Кон. Сейчас его компания продает 2 млн упаковок в месяц.

Посреди нашей беседы в офис входит с какими-то бумагами мама Ставру, преподающая йогу в соседнем зале. «У нее в руках наметки статей, как снять стресс», – говорит Ставру. Ее брат Эмилио стучит по клавишам лэптопа неподалеку от нас. «Пытается начать собственное дело, так что готов браться за любую подработку. Это удобно: мы ему полностью доверяем», – продолжает Ставру.

На ранних стадиях бизнеса без родственников не обойтись, считают основатели Propercorn. В 2009 г. Ставру уволилась из рекламного агентства BBH, чтобы посвятить все время запуску собственного проекта. Ей пришлось переехать жить к родителям, подрабатывать в барах, копить изо всех сил деньги и все свободное время заниматься стартапом.

Первый офис появился у Proper­corn благодаря маме Кона, которая владеет дизайн-студией интерьера и позволила занять в ней угол. Чтобы облегчить запуск проекта, она дала 30 000 фунтов стерлингов.

Специи из ружья

Propercorn изготавливают и пакуют местные компании, работающие с предпринимателями с самого начала. Попкорн активно перемешивается, чтобы раскрыть полный букет вкуса, рассказывает Ставру. Впервые эту методику она попробовала, используя бетономешалку. Когда зерна раскрывались, она опрыскивала их маслом с помощью водяного ружья и бросала внутрь горсть приправ: «Мало кто готов был приправлять попкорн таким способом, каким я хотела».

Вредный, но растущий

17% британцев относят попкорн к нездоровой пище, а вот чипсы считает вредными 31% жителей острова, судя по опросам Mintel. Эта компания предрекает, что к 2019 г. рынок попкорна в Великобритании вырастет на 45% до 167 млн фунтов.

Поиск подходящего производителя стал для нее первым серьезным вызовом. Через поисковики, на форумах и в личных беседах она отыскивала потенциальных поставщиков. Объехав с полдюжины, поняла, что попытка вторжения женщины в мир крупных дородных мужчин, работающих в отрасли, напоминает избиение младенца. Один из промышленников прямо посоветовал ей сдаться и заняться прежней работой. «Я помню, как возвращалась вся в слезах домой к маме и чувствовала себя абсолютно лишенной мужества целый час. Потом я взбесилась и решила, что покажу ему кузькину мать!» – вспоминает Кассандра.

Подобное упорство Ставру выказала и когда искала дизайнера для разработки упаковки. За полгода она скопила 6000 фунтов, чтобы нанять «лучшего из существующих в этом бизнесе» профессионала. Но логотип ей не понравился. Проект отправился в корзину, создать с нуля новый она попросила друга-иллюстратора: «Я смотрела на первый проект и думала, что он выглядит не так». Так как Ставру сама является целевой аудиторией проекта, она была уверена в своих выводах.

Костыли и срок годности

Однажды Ставру поняла, что, делая все самостоятельно, чувствует себя одинокой, несмотря на поддержку друзей и советы Ричарда Рида, сооснователя Innocent Drinks, с которым ее свел один из приятелей.

С Коном она знакома с 2007 г. Сначала он неофициально начал ей подсказывать, как вести бизнес. У него самого еще в университете была компания по организации мероприятий с 400 внештатными сотрудниками, а потом он основал девелоперскую компанию. Они решили вместе заняться Propercorn. Всего им принадлежит 80% акций, большая часть которых у Ставру. Оставшиеся 20% распределены между тремя частными инвесторами, в их числе мать Кона.

Ставру и Кон признают, что в пищевом бизнесе были наивными новичками. Одним из самых жестких уроков выживания в пищевом бизнесе стал срок годности. Они не знали, что магазины отказываются продавать товар, когда срок годности еще не истек, но уже близок к этому. Вскоре после запуска по этой причине пришлось списать около 50 000 фунтов. «В итоге мы стали еще большими параноиками в области прогнозов, аудита и всего прочего», – смеется Кон.

В 2015 г. выручка компании должна составить 17 млн фунтов. В следующем году ее рассчитывают удвоить. В этом году экспорт в континентальную Европу принесет 10% доходов, в следующем эту долю планируется увеличить до 35%.

Одна из главных задач сейчас – отыскать нормальных сотрудников. Первых работников нашли по рекомендациям друзей, но самих друзей решено было не нанимать из опасения, что деловое войдет в противоречие с личным.

Сами основатели стали близкими друзьями, но работа подвергает их отношения постоянным испытаниям, признают оба. И все же поддержка, которую они оказывают друг другу, бесценна. Особенно если один в гипсе и на костылях, да еще опаздывает на встречу.

FT, 25.03.2015, Антон Осипов

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more