Статья опубликована в № 3944 от 22.10.2015 под заголовком: Бонус для сохранения лица

Компании решают, будут ли они платить бонус за 2015 год

Исследование HeadHunter определило настроения российских работодателей по этому вопросу

В кризис компании не стали тратить меньше денег на бонусы своих сотрудников, но наметился тренд на более дифференцированный подход к определению размера выплат каждому отдельно взятому руководителю, говорит Наталья Данина, руководитель проекта «Банк данных заработных плат HeadHunter» и автор исследования «Планируют ли российские компании выплатить бонусы за 2015 г.?». Она объясняет, что переменная часть компенсации по-прежнему складывается из общих показателей работы компании, эффективности работы подразделения и личного вклада сотрудника. Однако даже в пределах одной компании всем платят разные суммы.

Работодатели при этом руководствуются той же логикой, что и при повышении окладов. «Можно, например, повысить всем оклады на 7%, но тогда выделенную сумму придется делить на всех и каждый получит лишь небольшую прибавку, которая никого не мотивирует. Совсем другой эффект будет, если лучшим работникам повысить оклад на 15%, а остальным добавить к зарплате всего по 1500 руб. Это действительно может стимулировать сотрудников к достижению результатов», – поясняет Данина.

Коней на переправе не меняют

«Банк данных заработных плат HeadHunter» опросил в онлайн-режиме 331 представителя российских и иностранных компаний. Выяснилось, что по итогам 2014 г. бонусы выплатили своим сотрудникам 68% компаний. Выплачивали они их с января по август 2015 г. В следующем году точно решили выплатить бонусы всего 8% компаний. Еще 55% работодателей пока лишь заложили расходы на бонусы в бюджет будущего года, но ждут, смогут ли их компании достичь поставленных целей.

Вполне понятно, почему, несмотря на кризис, компании все равно готовы платить бонусы. Ведь это хороший способ сохранить команду, которая у тебя давно работает, и предотвратить уход в кризис опытных руководителей, поясняет Ярослав Глазунов, партнер компании Spencer Stuart. Он говорит, что, несмотря на трудные времена, вакансии на рынке труда все время появляются. Многие компании проходят реструктуризацию. Под новые задачи им требуются новые люди. И они с удовольствием переманят опытного топ-менеджера, если тот недоволен тем, что работодатель перестал платить ему бонусы.

Более того, рассказывает Глазунов, есть работодатели, которые в последнее время зафиксировали или даже немного понизили компенсации гендиректоров, зато повысили компенсации подчиненных топ-менеджеров, лишь бы те не уходили. Коней, как известно, на переправе не меняют. Потерявший команду гораздо тяжелее переживет кризис.

Не потерять репутацию

Даже в кризис крупная компания должна сохранять лицо. Если перед сотрудниками еще в начале года поставили определенные цели и за достижение этих целей пообещали бонусы, то обманывать нельзя, это удар по репутации. Платить все равно надо, считает Андрей Сафанюк, директор по персоналу компании Ostin в России. Он говорит, что штат его компании в России – 9000 человек. У офисных сотрудников 95% дохода составляет фиксированный оклад и 5% приходится на бонус. У тех, кто работает в сфере продаж, соотношение фиксированной и переменной частей зависит от должности: например, у продавца на долю фиксированной части приходится 80% дохода, а на долю переменной – 20%. Размер бонуса складывается из общих результатов компании, эффективности работы подразделения и участия сотрудника в новых проектах компании – Ostin сейчас совершенствует свою систему продаж, автоматизируя многие процессы, корректируя систему мотивации и даже графики работы продавцов.

Менять устоявшуюся систему выплаты бонусов компания в кризис не стала, потому что та, что существует, работает достаточно эффективно и дает результаты, говорит Сафанюк.

Не заработали

По данным исследования «Банка данных заработных плат Head Hunter», в 2014 г. 9% розничных компаний выплатили сотрудникам бонусы. Среди IT-компаний таких ответственных работодателей оказалось еще больше – 17%. Зато в автомобильном бизнесе бонусы заплатили только 5% работодателей, в банковском секторе – всего 3%, в логистике – лишь 2%.

Конечно, в России все еще встречаются компании, где к сотрудникам относятся как к расходному материалу. Но все же за последние годы многие работодатели поняли, что персонал надо беречь, большинство компаний снижали издержки любыми другими способами, но не за счет сокращения ФОТ, отмечает Данина.

«Мы не заплатили бонусов, потому что компания не достигает запланированных результатов. Нам не за что и нечем платить», – говорит Наталья Аненская, директор по персоналу ИФК «Метрополь». Как и большинство других финансовых компаний, «Метрополь» в полной мере пожинает результаты кризиса и пытается сейчас переформатировать свой бизнес, делая акцент на нефинансовые сегменты деятельности компании и развитие Яр-банка, рассказывает она. «Мы не отказываемся от системы бонусов. Просто не можем сейчас платить. Мы и так уже сократили сотрудников и объем операций», – говорит она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать