В стране множится армия фрилансеров нового типа

Этому способствует появление интернет-сервисов, которые активно используют внештатный труд
А. Таранин

В базе данных онлайновой платформы Bringo247.ru числится около 45 000 брингеров – так здесь называют курьеров нового типа, которые, по мнению основателя платформы Марка Капчица, сильно отличаются от традиционных представителей этой профессии. У многих брингеров высшее образование, по основной профессии они финансисты, менеджеры, дизайнеры. Работают быстро и качественно, выполняя за день больше заказов, чем обычный курьер. При этом в Bringo247.ru они не числятся ни штатными, ни внештатными сотрудниками. Официально эти люди – пользователи сайта, заключившие с ним договор публичной оферты и получающие через него заказы от клиентов. Сайту они отчисляют комиссию с гонорара размером в 19%, остальное забирают себе, рассказывает Артем Прокопенко, директор по маркетингу Bringo247.ru.

По сути, это новый вид фрилансера, говорят рекрутеры. От традиционного внештатника он отличается тем, что получает заказы из одного источника – через интернет-платформу и может зарабатывать подчас даже больше, чем зарабатывал бы в штате какой-либо организации.

По мнению Федора Вирина, партнера Data Insight, новый вид фрилансера появился вследствие изменений на рынке такси и развития таких интернет-ресурсов, как Uber, GetTaxi, «Яндекс.Такси». Это оказалось удобно всем: работодатели получили возможность не держать людей в штате и не оплачивать им отпуска и больничные, работники же нашли стабильную подработку. «Утром или вечером сейчас можно встретить таксистов, которые на самом деле работают менеджерами, но ради лишних денег совершают 3–4 ездки с утра до работы и 3–4 ездки вечером после рабочего дня», – делится своими наблюдениями Вирин.

Образованные уборщики

В базе интернет-платформы Youdo.com, которая предоставляет услуги уборщиков, курьеров и ремонтников числится 56 000 исполнителей. Все они прошли онлайн-тестирование по анкете из 90 простых вопросов. Тест нужен не для выявления особых профессиональных навыков, а для того, чтобы составить психологический портрет человека, рассказывает Денис Кутергин, основатель Youdo.com. По его словам, потенциальные уборщики должны быть стрессоустойчивы, честны и мотивированы на добросовестную работу. Сейчас, по данным исследования компании Youdo.com, только 18% работающих через сайт, не трудоустроены нигде официально. 36,5% на самом деле являются сотрудниками разных организаций, которые в свободное время подрабатывают. При этом у половины уборщиков Youdo.com высшее образование и 22,5% из них подрабатывают так в последние 3–6 месяцев.

Их миллионы

Свыше 15 млн экономически активных россиян, по данным Роструда, нигде официально не числятся. На самом деле эти граждане вовсе не тунеядцы. Наибольшая часть из них работает без трудовых договоров, но значительная часть людей – так называемые самозанятые, в том числе внештатники.

Кризис, безусловно, сыграл на руку интернет-платформам, позволив им привлекать в качестве исполнителей высококвалифицированных специалистов, которые потеряли работу или часть заработка и теперь подрабатывают неквалифицированным трудом, признаются сами представители платформ. Прокопенко из Bringo247.ru рассказывает, что 1,5 года назад его компания начинала работать с обычными штатными курьерами. Но качество их работы было невысоко, а сами они были людьми неяркими и нерасторопными. Сейчас их место заняли фрилансеры с хорошим образованием. «Когда в Москве начались сокращения среди медиков, ряды наших брингеров пополнили хирурги. Есть у нас также инженеры, маркетологи, даже работники правоохранительных органов», – рассказывает Прокопенко. Все эти люди коммуникабельные, яркие, ответственные и работают качественнее и быстрее обычных курьеров. Самые активные из них зарабатывают 60 000–80 000 руб. в месяц против 15 000–25 000, которые получали в месяц обычные штатные курьеры. Некоторые даже делают в Bringo247.ru карьеру, попав в штат этой организации. Другие, подрабатывая курьерами, пытаются наладить отношения с клиентами так, чтобы потом устроиться к ним на работу по основной профессии.

На особом положении

Особую группу фрилансеров составляют таксисты, подрабатывающие в GetTaxi или Uber. В отличие от платформ, набирающих уборщиков или курьеров, службы такси уже на входе предъявляют к фрилансерам определенные требования. Так, Uber требует, чтобы у водителя был стаж не менее трех лет, а его машина была не старше 2012 г. Кроме того, водители должны оформить ИП, получить разрешение на таксомоторные перевозки, а также принести справку об отсутствии судимости, рассказывает Евгения Шипова, представитель Uber. В GetTaxi плюс к этому водители сдают экзамен на грамотное владение русским языком и знание карты города, говорит Алена Балакирева, представитель сервиса. По ее словам, большинство фрилансеров GetTaxi – профессиональные водители в возрасте 28–40 лет, раньше они работали в таксопарке, на «скорой помощи» или были личными водителями больших боссов и подпали под сокращение в кризис. Лишь небольшая группа фрилансеров пришла из других, более интеллектуальных профессий, замечает она. Если таксист принимает много заказов, то вполне может зарабатывать от 80 000 до 120 000 руб. в месяц. Уровень заработка также зависит от того, ездит он на собственной машине или берет автомобиль в лизинг у таксопарка. Платформе они отчисляют 15% своего заработка, объясняет Балакирева. У них есть две возможности карьерного роста: пересесть на авто VIP-класса или стать самостоятельными предпринимателями, купив несколько машин и наняв водителей. Шипова же из Uber говорит, что люди приходят работать в Uber потому, что больше не хотят работать на таксопарк или ищут дополнительный заработок. В среднем водители Uber зарабатывают 400–500 руб. в час до вычета налогов, говорит Шипова.

Вне закона

Несмотря на то что армия внештатников нового типа исчисляется десятками тысяч, наши законы их не «видят». С точки зрения закона они не являются даже внештатными сотрудниками организаций, где подрабатывают. Более того, они вообще не вступают с этими организациями в трудовые отношения. Так, водители Uber, получив статус ИП, заключают с платформой партнерские соглашения, а Bringo247.ru и Youdo.ru подписывают со своими исполнителями договор публичной оферты. Юристы Bringo247.ru говорят, что по-другому оформить людей невозможно, так как в российском законодательстве не прописаны процедуры оформления работников, занятых на принципах краудсорсинга. Поэтому официально исполнители заказов считаются пользователями сайта. Когда же они отчисляют платформе комиссионные, то официально платят за пользование информационными услугами. Это не что иное, как серые схемы, которые позволяют работнику не платить налоги, а работодателю – не брать людей в штат, не платить по больничным листам, не оплачивать отпуск и попирать тем самым права работника, уверен Дмитрий Кофанов, юрист по трудовому праву и гендиректор NSConsulting. «Это та самая неформальная занятость, с которой сейчас государство начало бороться», – поясняет он.

Армия растет

Государству все равно придется решать проблему с легализацией все время растущей армии интернет-фрилансеров, говорят рекрутеры. В масштабах страны эта группа не слишком крупная, но она будет расти, считает Марина Тарнопольская, управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт». Этот тип занятости, говорит она, очень подходит молодому поколению Y, которое высоко ценит свободу выбора и гибкие графики работы. Правда, оговаривается эксперт, чтобы по-настоящему много зарабатывать, будучи фрилансером, надо трудиться 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Огромное количество внештатной работы не пугает, парирует Кирилл Половинкин, IT-специалист по основной профессии, а ныне таксист GetTaxi. Он уволился из издательства «Бука», где работал в IT-отделе, а теперь стал таксистом и нередко выезжает на заказы по ночам и в выходные. Недавно один клиент, директор IT-компании, позвал его на штатную должность IT-специалиста в своей компании. Но Половинкин отказался. «Зарплата, которую он мне предложил за полный рабочий день, была меньше той суммы, что я зарабатываю в такси. И я решил остаться таксистом. Ведь я люблю машины и дороги», – говорит он.