Статья опубликована в № 4114 от 12.07.2016 под заголовком: Американским стартапам упростили IPO

Американским стартапам упростили IPO

Однако лишь немногие молодые компании умеют пользоваться этой льготой

Упрощенный порядок выхода на фондовые рынки для молодых компаний был введен в США около года назад, но в полной мере воспользовались этой возможностью всего несколько компаний. Стартап из Финикса получил в ходе мини-IPO примерно $17 млн на производство трехколесных автомобилей, две другие компании привлекли в совокупности почти $70 млн на инвестиции в недвижимость, а небольшой банк, работающий в трех южных штатах, разместил акции, чтобы получить средства на сделку по слиянию. Спрос со стороны компаний высок, но далеко не все получают желаемое, говорит гендиректор финансовой платформы Manhattan Street Capital Род Тернер.

По данным Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), на начало июня 2016 г. 94 компании подали заявки на мини-IPO на общую сумму $1,7 млрд, из них отбор прошли 45 заявок в совокупности на $785 млн, но лишь несколько компаний полностью завершили первичное размещение акций.

Одна из основных проблем – компании оказались не готовы выполнить весь объем работы, необходимой для привлечения достаточного числа потенциальных инвесторов. В некоторых случаях компании запрашивали чересчур оптимистичные суммы и впоследствии, не достигнув поставленных целей, были вынуждены возвращать инвесторам деньги.

«Найти инвестора всегда тяжело, здесь ничего не изменилось», – говорит Сара Хэнкс, гендиректор компании CrowdCheck, предлагающей предпринимателям услуги по проверке и публикации отчетности для привлечения финансирования онлайн. Компания Allegiancy из Ричмонда, штат Вирджиния, управляет коммерческой недвижимостью, специализируясь на малоэтажных офисных зданиях. В марте Allegiancy подала заявку на размещение акций на сумму $30,1 млн, надеясь стать одной из первых компаний, воспользовавшихся упрощенным порядком. Но ей не удалось убедить инвесторов и брокеров в привлекательности вложений в эту новую для них область, и заявку в конце концов пришлось отозвать. «Я был чересчур самоуверенным болваном», – говорит гендиректор Allegiancy Стив Сэдлер. По его словам, компания попробует провести IPO еще раз, но на меньшую сумму и воспользуется другой маркетинговой стратегией.

Есть и другие трудности. Комиссия SEC повысила с $5 млн до $20 млн предельную сумму, для привлечения которой достаточно финансовой отчетности без заключения аудитора. Но некоторые местные регуляторы до сих пор требуют от компаний аудита для IPO. Для размещения бумаг на сумму свыше $1 млн заключение аудитора требуется примерно в половине штатов США, говорит Майкл Пичек, заместитель комиссара по ценным бумагам в штате Вермонт.

Миллионы без вороха отчетов

$50 млн – таков максимальный капитал, который могут привлечь компании, воспользовавшись упрощенным порядком проведения IPO. Новые правила мини-IPO, предполагающие сниженные по сравнению с обычными правилами IPO требования к отчетности, заработали в июне прошлого года и стали следствием принятия в 2012 г. закона о запуске стартапов (Jobs Act), направленного на стимулирование деловой активности и роста занятости

Компания Broadcast 3DTV – производитель оборудования и программного обеспечения – разместила заявку на IPO на $5 млн и после прохождения предварительного отбора была вынуждена проводить аудит своей финансовой отчетности. По словам гендиректора компании Дина Занетоса, это заняло почти четыре месяца и обошлось примерно в $20 000.

Федеральные законы дают компаниям возможность прощупать почву и оценить интерес инвесторов в преддверии IPO, но этот предварительно выраженный интерес далеко не всегда трансформируется в реальные вложения.

Компания ElioMotors, разработавшая концепт трехколесного автомобиля, привлекла в феврале в ходе мини-IPO примерно $17 млн – в 2,5 раз меньше суммы предварительных заявок инвесторов, достигавшей $45 млн. На производственную деятельность компании нужно еще $312 млн. По словам основателя ElioMotors Пола Элио, ни один из дюжины потенциальных инвесторов, обещавших вложить в компанию по $500 000, в итоге не купил ни одной акции. «Люди обманывали нас, выражая фальшивый интерес», – вспоминает Элио.

Тем не менее ElioMotors удалось воспользоваться новыми правилами успешнее, чем многим другим компаниям, отчасти благодаря своей маркетинговой стратегии. Почти 70% средств, собранных в ходе IPO, компания получила от людей, разместивших предварительные заказы на ее машины. Целевой уровень базовой цены трехколесного автомобиля ElioMotors – $6800. Компания позиционирует его как более экономичный и обладающий большим ресурсом пробега по сравнению с обычными машинами. Компания уже получила почти 50 000 предзаказов и располагает базой еще из 100 000 потенциальных покупателей.

Многие обнаружили, что привлечь инвесторов сложнее, чем они предполагали. «У некоторых были довольно примитивные представления, – объясняет гендиректор онлайн-платформы для проведения IPO StartEngine Рон Миллер. – Основатели компаний считали, что существует огромный накопленный спрос на стартапы и инвесторы буквально полезут из всех щелей».

Этого не произошло. Компания RalliBox, разработавшая платформу для онлайн-торговли товарами сторонних поставщиков, намеревалась привлечь в ходе мини-IPO $3 млн, но была вынуждена отказаться от своих планов, не собрав заявок инвесторов даже на $10 000. Теперь компания думает прибегнуть к более традиционному для стартапов источнику финансирования – состоятельным частным лицам (бизнес-ангелам). Новые правила IPO очень хорошо работали бы применительно к компаниям, которые фактически в упрощенных правилах не нуждаются, – известным и крупным брендам, полагает основатель RalliBox Дэвид Кнойзель. «Но не совсем подходят для стартапов», – говорит он.

Перевела Надежда Беличенко

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать