Статья опубликована в № 4233 от 27.12.2016 под заголовком: Ордена лучше премий

Зачем ExxonMobil раздает сотрудникам ордена

Сотрудников можно и нужно мотивировать наградами, как скаутов – ExxonMobil

Если вам нужен образец для ведения бизнеса, управления бизнесом, начните с закона скаутов», – говорил Тиллерсон об уроках лидерства, которые можно вынести из скаутского опыта. В 2010–2012 гг. Тиллерсон был президентом «Бойскаутов Америки», до сих пор он остается приверженцем принципов скаутского движения, таких как верность, повиновение и вежливость. Кроме того, Тиллерсон – убежденный сторонник традиций награждения знаками отличия. При его поддержке эти традиции распространились из скаутского движения в новые сферы, и к знакам отличников борьбы с пожарами или оказания первой помощи добавились отличники предпринимательства, робототехники и инженерных дисциплин.

Сам руководитель ExxonMobil также имеет несколько наград, среди которых орден Дружбы, полученный им от президента России Владимира Путина. В книге Private Empire, посвященной ExxonMobil, Стив Колл писал, что Тиллерсон ввел в корпорации систему поощрения сотрудников медалями за достижения.

Акцент на скаутах может вызвать смех, но в условиях растущего недоверия к денежным бонусам не стоит сбрасывать со счетов нематериальные поощрения, если они правильно стимулируют сотрудников.

На самом деле такие поощрения уже используются в проектах геймификации, которые компании начали применять примерно с 2010 г. Знаки отличия, похожие на скаутские, используются для поощрения инноваций, сотрудников и лояльных клиентов.

Тем не менее геймификация нелегко приживается в компаниях. Брайан Бёрк, исследователь Gartner и автор книги Gamify, говорил, что некоторые компании путают игры, нацеленные на развитие навыков работы в команде, с соревнованиями, которые могут иметь негативные последствия для проигравших. Конкурсы инноваций – исключение, но даже здесь для компании важнее поддержать дух сотрудничества в конкурирующих командах, чем выбрать победителей.

Медаль за идею

46000 сотрудников корпорации Citigroup в 2011 г. приняли участие во внутреннем конкурсе инноваций: они должны были выдавать виртуальные медали самым многообещающим, на их взгляд, авторам проектов. В результате было собрано более 2000 идей

Если первой волне геймификации способствовала популярность компьютерных игр с захватывающей гонкой за следующим уровнем и местом в турнирной таблице, то теперь компьютерные игры стали гораздо сложнее. И сделанные компаниями слабые версии игр могут отвратить молодых сотрудников от прохождения обучения. К тому же награды часто мало значат за пределами организации, выдающей их, и даже могут сделать их обладателя объектом насмешек.

В штаб-квартире китайской телекоммуникационной компании Huawei в Шэньчжэне на видном месте выставлены награды за индивидуальные и командные достижения сотрудников. Такие награды постепенно приобретают важность и в других китайских компаниях, свидетельствует соавтор новой книги о корпоративной культуре Huawei Дэвид Де Кремер из Judge Business School, но на Западе эти награды значат немного.

Так же происходит и с виртуальными призами. Попытки добиться их широкого признания редко бывают успешными. Такое произошло, например, с подтверждением профессиональных навыков пользователями социальной сети LinkedIn. Кроме того, крупным компаниям обычно не импонирует легкомыслие, а работники часто возмущаются, если их насильно втягивают в игры.

Многие скауты подтвердят, что знаки отличия действительно мотивируют.

Перевела Надежда Беличенко

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать