Статья опубликована в № 4250 от 27.01.2017 под заголовком: Отмыть и отжать

Как бывший милиционер открывал прачечные самообслуживания

Сначала он чуть не разорился, а потом придумал, как сделать точки прибыльными
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Капитан милиции Олег Масленников шесть лет назад уволился из МВД, переехал из Барнаула в Краснодар и открыл первую прачечную самообслуживания «Вятки.net». За четыре года он запустил несколько прачечных и нашел инвестора – экс-директора венчурного фонда Inventure Partners Павла Глушенкова, мечтавшего заняться собственным бизнесом. К концу 2016 г. их сеть насчитывала девять прачечных «Постирай» и «Вятки.net» в семи городах и приносила выручку в 12 млн руб. в год – при чистой рентабельности 50%. Хотя поначалу Масленников чуть было не разорился.

Пробная стирка

Первую прачечную самообслуживания Масленников открыл вместе с земляком, работавшим в автосервисе. Партнеры вложили в дело по $30 000, Масленников свою долю насобирал в долг по знакомым и родственникам. Он взял на себя основную работу: договаривался насчет аренды помещения, занимался закупкой и монтажом оборудования.

Прачечные самообслуживания работают так: клиент загружает белье в стиральную машину, заправляет ее моющими средствами и оплачивает выбранный режим стирки с помощью жетонов. Жетоны можно получить в разменном автомате или у сотрудника прачечной. Затем выстиранные вещи посетитель загружает в сушильную машину и оплачивает ее. Процесс стирки занимает 35–45 мин, сушки – 15–30 мин.

Масленников с партнером нашли помещение в торговом центре, приобрели шесть промышленных машин – четыре стиральные на 6,5 кг загрузки и две сушильные. Работа оборудования не требовала никаких согласований, так как для него хватало существующего лимита мощности инженерных сетей. Разрешений Роспотребнадзора и Ростехнадзора тоже не требовалось, говорит Масленников.

Мало точек

По оценкам Давида Папаскири, владельца Prachka.com, в стране насчитывается около 130 прачечных, из них 45 – в Санкт-Петербурге, около 25 – в Москве, 6 – в Екатеринбурге, по 3–5 – в Новосибирске, Краснодаре, Казани, Иркутске, Улан-Удэ и единичные точки в других городах.

21 марта 2011 г. прачечная открылась. Одна стирка стоила 90 руб., 30 руб. – моющие средства, 50 руб. – сушка. Выручки за первый месяц – 40 000 руб. – не хватило даже на аренду, которая составляла 48 000 руб. За день приходили всего пара человек, в удачные дни – 10 клиентов. Оказалось, что местоположение было выбрано неудачно – вдали от основных торговых улиц. Люди туда заглядывали разве что в поисках туалета, вспоминает Масленников.

Чаще всего клиентами прачечных самообслуживания становятся студенты, холостяки, пенсионеры, гастарбайтеры, люди, у которых сломалась своя стиральная машина и кому надо постирать что-то крупное либо что-то, что можно испортить дома (пуховики, горнолыжные костюмы), одеяла, пледы, спальные мешки и чехлы от мягкой мебели, рассказывает Давид Папаскири, крупнейший в России владелец прачечных самообслуживания (владелец сети Prachka.com и совладелец франчайзинговой сети «Чистофф»). «К примеру, студент стирал в тазике, – поясняет Папаскири. – Вроде бы проблема стирки решена. Но с появлением прачечной с доступными ценами он с радостью переключается на нас».

Через полгода клиентский поток достиг 600–700 человек в месяц и выручка увеличилась до 150 000 руб. в месяц. Нарастить поток посетителей помогли скидочные акции «Все по 10 рублей». Довольные клиенты возвращались и приводили новых. В дальнейшем такие акции Масленников использовал для раскрутки каждой новой прачечной. Закупая машины для прачечной, Масленников познакомился с представителями компании Electrolux и предложил им свои услуги в качестве дистрибутора. Он вспоминает, что носился по всей стране и продавал промышленные стиральные машины Electrolux предпринимателям. На продаже техники Electrolux он заработал $45 000.

Притяжение к «Магниту»

«Мы все делали неправильно, и первая прачечная вышла золотой, в общей сложности ушло не меньше $80 000, часть денег опять пришлось занимать по знакомым», – признается Масленников. Много переплатили за оборудование. Например, машины с загрузкой всего на 0,5 кг меньше, чем те, которые приобрел Масленников, стоили вдвое дешевле. Переплатили также за разработку управляющего терминала и программного обеспечения.

Вторую прачечную в Краснодаре партнеры открыли через год после первой – в гипермаркете «Магнит». Тогда, вспоминает предприниматель, ритейлер как раз искал арендаторов в здание, где собирался открывать новый магазин, и сам обратил внимание на прачечную. Наученные опытом партнеры купили оборудование с хорошей скидкой и сэкономили на ремонте, так как выбрали помещение в хорошем состоянии. На все ушло $60 000. Но тут начались непредвиденные сложности. По словам Масленникова, он не подумал официально оформить свою долю – учредителем ООО, которому принадлежали прачечные, был его партнер. Когда бизнес начал приносить прибыль, партнер решил, что дальше будет работать самостоятельно, рассказывает Масленников.

В марте 2014 г. Масленников открыл первую собственную прачечную «Вятки.net» – опять-таки благодаря «Магниту». Краснодарское руководство сети предложило ему открыть точку в Омске в одном из магазинов. Представители «Магнита» факт сотрудничества подтвердили, но не сообщили подробностей. Масленников же говорит, что неплохую чистую рентабельность – 50% – он получает в том числе благодаря низким арендным ставкам. На безубыточность прачечная выходила полгода – в Сибири продвижение новой услуги шло труднее, чем на юге, люди с недоверием относились к новшествам. Пришлось нанять двух администраторов, чтобы они посменно объясняли клиентам, чем удобны прачечные самообслуживания.

В другом магазине «Магнит» Масленников открыл в Омске вторую прачечную «Вятки.net» через восемь месяцев после первой, уложившись в $35 000. За три года в общей сложности он открыл девять прачечных самообслуживания – в Ростове-на-Дону, подмосковном Путилкове, Азове, Таганроге, две в Челябинске и в Барнауле. Шесть точек расположены в «Магнитах», остальные – в торговых центрах и двух магазинах «Лента». Это обеспечивает поток клиентов и снижает издержки на разрешительные документы (их оформляют централизованно на весь торговый центр), рассказывает Масленников. Дополнительный плюс размещения в торговом центре состоит в том, что, пока идет стирка, клиент всегда может себя занять покупками. Поэтому-то торговым центрам и ритейлерам выгодно иметь среди арендаторов прачечные, говорит Масленников. Работать с крупными торговыми сетями предпочтительнее всего, делится Масленников, потому что с ними можно заключить долгосрочный договор на срок до пяти лет, тогда как мелкие арендодатели часто не хотят заключать договор дольше чем на 11 месяцев, это повышает риски для бизнеса.

В 2014 г. Масленников познакомился с Глушенковым. Тот с 2012 г. пытался заниматься прачечными самообслуживания и обратился за стиральными машинами Electrolux к дистрибутору – Масленникову. Поскольку собственные дела Глушенкова шли неважно, он предложил Масленникову стать партнерами, вложил в предприятие 25 000 евро и получил долю в 12,5%.

Куда пойти

Сейчас на запуск новой точки уходит не больше двух месяцев и не более 25 000 евро, говорит Масленников. Стартовый комплект оборудования включает две стиральные машины с загрузкой на 13 кг, одну маленькую на 6 кг и одну сушильную на 13 кг. Срок окупаемости составляет два-три года.

Руководство крупнейшей сети химчисток-прачечных «Диана» (более 700 точек) не считает своими конкурентами прачечные самообслуживания. По мнению коммерческого директора «Дианы» Елены Кусковой, они не дают людям главного – экономии сил и времени, поэтому никогда даже близко не сравнятся с классическими химчистками-прачечными по числу клиентов («Диана» обслуживает по 2 млн клиентов в год).

Между тем Масленников и Глушенков делают ставку на малые города. Летом 2016 г. они открыли пробную прачечную в Азове, городе с населением 90 000 человек. Спрос, утверждает Масленников, оказался не меньше, чем в большом городе, прачечная вышла на самоокупаемость в первый же месяц. Именно потому, что город маленький, слухи разносятся быстро и клиентура набирается тоже быстро, отмечает предприниматель. В ближайшее время партнеры планируют открыть прачечную в Ревде (Свердловская обл.), где население всего 60 000 человек. Перспективы роста большие. Даже в Санкт-Петербурге, где больше всего прачечных самообслуживания в стране (45 точек), потенциальный спрос удовлетворен не более чем на 10%, уверен Папаскири.

Читать ещё
Preloader more