Статья опубликована в № 4255 от 03.02.2017 под заголовком: Малый бизнес США боится реформ

Малый бизнес США обеспокоен планами налоговой реформы Трампа

Предприниматели боятся, что им придется поднимать цены и увольнять сотрудников

Проект реформы налогового кодекса США, предложенный партией республиканцев в конгрессе, вызывает критику со стороны владельцев малого бизнеса, торгующих различными товарами – от игрушек до материалов для кухонной мебели.

Некоторые предприниматели опасаются, что в случае принятия поправок им придется повышать цены на свою продукцию и увольнять персонал, другие – что им вообще придется закрыть бизнес. От поправок могут выиграть экспортеры и компании, не импортирующие в Соединенные Штаты сырье или готовую продукцию.

По плану авторов проекта реформы расходы на экспорт будут исключены из налогооблагаемой базы компаний, тогда как расходы на импорт, напротив, больше не будут считаться издержками на ведение бизнеса и не станут выводиться из-под налогов. Это часть более масштабной налоговой реформы, результатом которой должно стать снижение налоговых ставок для компаний и частных лиц.

Незадолго до инаугурации президент Дональд Трамп в интервью The Wall Street Journal критиковал поправки, касающиеся импорта и экспорта, как «слишком сложные», однако позже он признал, что этот проект все еще обсуждается. С тех пор новая администрация стала склоняться к принятию проекта поправок, отчасти увязывая их с планами строительства стены на границе с Мексикой.

«Случится беда»

«Если этот план действительно будет реализован, случится беда», – говорит Ричард Волденберг, генеральный директор Learning Resources – компании со штатом из 150 сотрудников, продающей различные обучающие игрушки, преимущественно сделанные в Китае.

По новым правилам компания, импортировавшая игрушек на $200 000, потратившая на расходы внутри США $100 000 и продавшая товаров на $350 000, сможет вывести из-под налога только $100 000 внутренних расходов. Таким образом компания заплатит налог в $50 000 – по сниженной до 20% ставке – с $250 000.

Сегодня та же самая компания вычитает из суммы, облагаемой налогом, затраты на импорт и платит налог по ставке 35%, но не с $250 000, а с $50 000. Таким образом, ее расходы на уплату налога составляют $17 500.

Сторонники реформы и некоторые экономисты говорят, что налоговые изменения будут компенсированы укреплением доллара. Если это произойдет, импортеры будут платить за ввозимые товары меньше, а налогов – больше. При этом новый порядок сам по себе никак не отразится на итоговых показателях прибыли после уплаты налогов.

Если же доллар вырастет незначительно или недостаточно быстро, от налоговых поправок пострадают крупные ритейлеры и другие компании, зависящие от дешевой импортной продукции. Пострадают также мелкие компании, имеющие ограниченные возможности выторговать у поставщиков более выгодные условия контрактов, переложить рост затрат на покупателей или тратить время и деньги на моделирование налоговых изменений. Согласно статистическим данным за 2014 г., более 95% американских импортеров имеют штат сотрудников менее 250 человек.

Найти тихие гавани

Среди республиканцев в конгрессе много сторонников описанных мер. Ожидается, что в течение ближайших 10 лет они принесут в бюджет $1 трлн, что поможет компенсировать снижение ставок налогов для компаний и частных лиц. Кроме того, налогообложение, учитывающее страну происхождения товаров, ограничивает стимулы переводить за рубеж прибыль и рабочие места. По плану компании смогут сразу списывать капитальные затраты и отказываться от вычета за чистые процентные издержки.

Законодатели не намерены выводить малый бизнес из-под действия поправок, но стремятся сделать так, чтобы налоговая реформа в целом благоприятствовала мелким компаниям, утверждает член конгресса от республиканской партии Том Рид. «Такой шанс выпадает один раз в поколение. Если мы не позаботимся о каждом сейчас, в дальнейшем такой возможности может и не представиться», – говорит он. Законодатели ищут тихие гавани для малого бизнеса: компаниям могут дать возможность выбирать между простой и более сложной системами налогообложения, добавляет Рид.

Некоторые малые компании рассчитывают извлечь преимущества из налоговой реформы. Генеральный директор компании Sherrill Manufacturing, производящей столовые приборы, Грег Оуэнс полагает, что продукция его компании станет более конкурентоспособной на фоне удорожания импорта. Сейчас в Sherrill Manufacturing работает 35 человек, а ее продукция продается преимущественно через интернет. Оуэнс рассчитывает, что реформа поможет ему расширить ассортимент и начать продажи через основных ритейлеров. «Это вернет нам достойное положение», – надеется он.

Нужно ли России следовать американскому примеру

Член cовета московского городского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов:
«В России протекционизм в виде ограничения импорта использовать нельзя. Конечно, внутреннее производство нужно поддерживать, но только не таким способом. Если повышать налоговую нагрузку на импортеров, это ударит по потребительскому рынку. Наша производственная база недостаточно развита, чтобы насытить внутренний спрос, соответственно, начнется рост цен, а потребительский рынок и так не в лучшем состоянии. Внутреннее производство нужно поддерживать с помощью других льгот, до протекционизма наша экономика еще не доросла, в существующих условиях он неактуален».
Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков:
«Для России эти меры неприемлемы, потому что затронут не только импортеров, но и внутреннее производство. Оно очень сильно зависит от импортных поставок, даже в тех отраслях, где мы двигаемся к импортозамещению. Взять, например, производство рыбы – там от мальков до кормов все импортное. С другой стороны, протекционизм через регулирование налога на прибыль в России будет просто неэффективен. Проблемы наших предприятий связаны не с налогообложением прибыли, а с высокой налоговой нагрузкой на фонд оплаты труда и с НДС».

СвернутьПрочитать полный текст

Повысят цены

Однако множество других мелких компаний, импортирующих товары из-за рубежа, похоже, пострадают. «У нас нет достаточных денежных резервов, чтобы платить такой налог», – говорит Кэтрин Голд, генеральный директор компании Goldbug, торгующей обувью и товарами для детей. «Если мы не сможем немедленно компенсировать эти расходы, мы вылетим из бизнеса», – опасается она. Сейчас в Goldbug работает 100 сотрудников.

Волденберг из Learning Resources говорит, что, по его предварительным подсчетам, новый порядок налогообложения увеличит сумму налога компании в 4–5 раз, несмотря на снижение ставки. Это вынудит компанию поднять цены на 15%, что может обрушить продажи на 20% и более.

В 2013 г. Learning Resources пыталась найти американского поставщика простых пластмассовых игрушек, которые можно было бы продавать в магазинах товаров массового спроса под маркой «Сделано в США». На запрос Learning Resources откликнулась только одна компания. «У них были безумные расценки», – вспоминает Волденберг. Еще одну такую же попытку компания предприняла в прошлом году, но и она оказалась безуспешной.

Многие малые компании не имеют возможности наладить собственное производство. «Для компании такого размера, как наша, это совершенно нереально», – говорит Дженнифер Аренсон, генеральный директор Global Sourcing Connection. Ее фирма продает ручки, бейсболки и другие предметы с корпоративной символикой компаниям из списка Fortune 1000. В ней работает 26 сотрудников.

Global Sourcing Connection выступает и импортером, и дистрибутором товаров других поставщиков. Аренсон говорит, что компания такого размера не может себе позволить иметь даже один завод, не говоря уже о 10 других заводах, необходимых, чтобы обеспечить наличие всех товаров из ее текущего ассортимента.

Перевела Надежда Беличенко