Как компании должны реагировать на самоубийство на работе

Менеджеры должны заранее подумать, как справиться с последствиями
Варвара Гранкова

По мере роста общего числа самоубийств в США растет и их количество на работе. По данным минтруда США, в 2016 г. на работе покончил с собой 291 человек – это самый высокий показатель за 25-летнюю историю наблюдений. Всего самоубийств в США в 2016 г. совершено почти 45 000, на 35% больше, чем в 2005 г. Одна из причин такого быстрого роста – самоубийства стали чаще попадать в статистику в качестве причины смерти, прежде подобные факты предпочитали скрывать.

Самоубийство на работе травмирует коллег самоубийцы, может вызывать у них чувство вины или гнев, что плохо сказывается на производительности труда. Руководителям приходится брать в расчет такие риски, а значит, нанимать консультантов, чтобы учить менеджеров распознавать тревожные сигналы. Нужно насторожиться, если характер сотрудника резко меняется или если он перестает следить за собой, указывает Ларри Бартон, консультант компаний из списка Fortune 500; стоит обращать внимание и на фразы типа «без меня мир станет лучше». Но если самоубийство все-таки произошло, сотрудникам, особенно тем, кто стал свидетелем трагедии, нужны программы психологической помощи. В 2017 г. к Бартону обращались за консультациями в связи с попытками самоубийства на работе 47 раз – в 2016 г. таких обращений было всего 23.

В августе 2015 г. 23-летний сотрудник лондонской штаб-квартиры PwC Джошуа Джонс бросился с крыши офиса. Свидетели, коллеги погибшего, то и дело принимались плакать прямо на рабочих местах, рассказывает Сара Черчман из службы персонала PwC, а некоторые не могли прийти на работу и компания наняла консультантов, чтобы успокоить их. После этого случая PwC стала помогать сотрудникам делиться историями о депрессивных и тревожных состояниях и запустила приложение, как получить психологическую помощь. PwC планирует обучить 5000 менеджеров распознаванию тревожных признаков у сотрудников и тому, как правильно предлагать помощь в таких случаях.

По словам Бартона, раньше клиенты противились включению темы суицида в тренинги, а теперь заказывают их именно по этой теме.

В ноябре 2016 г. сотрудник Amazon.com прыгнул с крыши здания в кампусе компании в Сиэтле. Перед этим он отправил гендиректору Джеффу Безосу и коллегам письмо, где критиковал компанию и утверждал, что от него требовали увеличить производительность труда. Самоубийца выжил. Его коллеги обсуждали случившееся шепотом, рассказал работающий в соседнем здании программист Адам Пак, но тут компания разослала информацию о психологических проблемах и организациях, где можно получить помощь. Паку это событие напомнило, что работа в Amazon связана с сильным стрессом, и заставила его сосредоточиться на служебных обязанностях, чтобы не загнать себя в похожую ситуацию. Представитель Amazon отказался комментировать этот случай.

291

самоубийство на рабочем месте совершено в США в 2016 г. Это рекордный показатель за 25 лет

Bank of America в ноябре 2017 г. закрыл на неделю колл-центр в Нью-Мексико – сотрудник объявил, что намерен застрелиться, и затем сделал это в комнате отдыха, рассказала Лори Хенкель из службы персонала банка. По словам представителя Bank of America, сотрудников из здания эвакуировали, пока правоохранительные органы пытались предотвратить самоубийство. Руководители банка приехали в Нью-Мексико, провели встречу с работниками колл-центра и привлекли к ней консультанта. По требованию сотрудников помещение, где произошел инцидент, перестало быть комнатой отдыха.

Риск самоубийства на работе повышается, если у работника есть доступ к оружию. В июле из служебного оружия в патрульном автомобиле застрелился Дерек Фиш, заместитель Леона Лотта, шерифа графства Ричланд в Южной Каролине. В январе Лотт начал программу предупреждения суицидов – в штат департамента шерифа теперь входит консультант, и все сотрудники обязаны пройти тренинг по преодолению посттравматического синдрома. За 20 лет службы шериф Лотт пережил самоубийства четырех подчиненных. На сей раз он сделал все, чтобы о трагедии говорили публично: «Игнорировать суицид – худшее, что может быть».

Перевела Надежда Беличенко