Как общеобразовательной школе найти $5 млн

Почему бизнесмены охотно жертвуют деньги школе «Летово»
Варвара Гранкова

Президент «М.видео-Эльдорадо» Александр Тынкован внесет $5 млн в эндаумент-фонд школы «Летово». Школа заключила договор с Тынкованом в конце 2018 г., бизнесмен вошел в состав попечительского совета фонда школы, сообщил представитель школы. По словам представителя школы, Тынкован уже внес первый транш. Точную сумму первого транша представители Тынкована и «Летово» раскрыть отказались.

Эндаумент-фонд «Летово» финансирует содержание школы и поддерживает учеников, которые не могут платить за учебу. По данным школы, размер фонда сейчас составляет около $125 млн, из них $120 млн – взнос Вадима Мошковича (владелец «Русагро», занимающий 50-е место в российском списке Forbes c состоянием $2 млрд). Еще $5 млн – взносы других частных меценатов и корпоративных жертвователей. Сейчас 85% учеников школы учатся за счет фонда. Расходы на строительство и ввод школы в эксплуатацию взял на себя Мошкович, который потратил на строительство школы уже $80 млн. Операционные расходы школа «Летово» не раскрывает.

Эндаумент (целевой капитал) – это пожертвование некоммерческой организации с условием, что дар будет инвестирован, а доходы от инвестиций пойдут на конкретные цели. Первоначальное пожертвование (тело целевого капитала), как правило, останется нетронутым. Средства эндаумент-фондов передаются в доверительное управление специализированным управляющим компаниям. Управляющей компанией фонда «Летово» является, по данным сайта школы, «Сбербанк управление активами».

Тынкован сообщил «Ведомостям», что решил поддержать школу, потому что ему нравится проект, который дает шанс детям получить хорошее образование в России независимо от финансовых возможностей семьи. Он отмечает, что прием детей основан на принципе так называемого слепого поступления (need-blind admission, когда решение о зачислении выносится без учета имущественного положения соискателя). Школа «Летово» открылась в сентябре 2018 г. недалеко от поселка Коммунарка в 4 км от МКАД по Калужскому шоссе. В школу-пансион приняли 243 одаренных ученика: около половины из них из Москвы, остальные – со всей России. В одном интервью Мошкович рассказал «Ведомостям», что мог бы выбрать благотворительный проект в сфере медицины, однако счел, что наибольшую пользу стране принесет именно школа. Сам Мошкович окончил одну из лучших в Москве – школу № 57. Цель «Летово», по его словам, дать детям путевку в жизнь.

По данным исследования «Фонды целевого капитала: перспективы развития в России», представленного Благотворительным фондом Потанина в феврале 2019 г., сейчас в России 156 действующих эндаумент-фондов, в собственности которых находится не менее 186 целевых капиталов. Для сравнения: в 2007 г. в России было 15 эндаумент-фондов. Из них 90 фондов используют доходы от целевых капиталов в сфере образования; чаще всего такие организации существуют при высших учебных заведениях. По данным 2017 г., приведенным в исследовании, самым богатым является фонд «Сколтеха» с активами более 4,5 млрд руб. Получается, что эндаумент-фонд «Летово» крупнее. Один из жертвователей фонда «Летово» – Алексей Кривошапко, директор Prosperity Capital Management, рассказал, что вложил деньги по личной договоренности с Мошковичем. Кривошапко видел, как много усилий и времени Мошкович вкладывает в свое дело. Кроме того, Кривошапко считает «Летово» уникальным и нужным России проектом. Сыграло роль и то, что сама форма пожертвований – эндаумент – делает инвестиции более прозрачными и долгосрочными. По словам представителя «Летово», в ближайшие годы по уже имеющимся договоренностям школа получит пожертвований на сумму более $15 млн.

В последние годы российские предприниматели стали системнее инвестировать в благотворительность, число эндаумент-фондов увеличивается, равно как и количество бизнесменов-меценатов, говорит Фаина Захарова, президент благотворительного фонда «Линия жизни». По ее словам, Тынкован и другие меценаты вкладывают деньги в образование через эндаумент-фонды, потому что это прозрачный инвестиционный инструмент. Они понимают, что это очень благородная цель – инвестиции в будущее российских детей. Тем более что для школы не нужны миллиарды – суммы посильные, считает Захарова.