Статья опубликована в № 4840 от 25.06.2019 под заголовком: Кандидат без имени

Почему на российских сайтах поиска работы чаще появляются анонимные резюме

И готовы ли компании вслепую нанимать персонал

32-летняя москвичка Жанна, специалист по машинному обучению, обычно искала работу через знакомых. Иногда девушка размещала резюме на крупных работных сайтах, но получала много неинтересных предложений. Зимой прошлого года у Жанны истекал контракт с американской интернет-компанией, и она ради эксперимента опубликовала анонимное резюме на сайте агентства New.hr – без указания имени и контактов. Девушка подробно описала навыки, опыт и желаемое место работы. Через месяц она получила предложение – удаленно заняться проектом в Эстонии. «Я удивилась – не думала, что кандидат-аноним кого-то заинтересует», – говорит Жанна.

Почему кандидаты ищут работу анонимно? Как правило, анонимные соискатели просто хотят сменить место работы втайне от нынешнего начальника и при этом не спровоцировать конфликт в компании, считает партнер хедхантинговой компании Kontakt InterSearch Russia Ольга Сабинина. Партнер компании «Экопси консалтинг» Мария Макарушкина приводит пример, как недавно коммерческий директор крупной интернет-компании решил уволиться, но испугался, что нынешнее руководство начнет вставлять палки в колеса, давать плохие рекомендации и завалит задачами перед увольнением. Он опубликовал резюме на работных сайтах без указания имени и текущего места работы, знает Макарушкина.

Некоторые специалисты хотят из любопытства узнать свою рыночную стоимость, есть ли на них спрос у других компаний, продолжает Макарушкина. А другие боятся раскрывать возраст и пол – считают, что компания не станет приглашать их на собеседование из-за стереотипов или внутренних ограничений.

Отдельная категория анонимных соискателей – IT-специалисты. Рекрутеры агентства New.hr по поиску IT-специалистов постоянно общались с разработчиками и программистами, предлагали им помощь в поиске новой работы, но часто получали отказ, рассказывает основательница агентства Кира Кузьменко. По ее словам, IT-специалисты говорили, что не хотят выходить на рынок открыто – мол, компании завалят их скучными вакансиями, говорит Кузьменко. Так у агентства New.hr появилась идея – запустить сайт с анонимными резюме без указания имен, фамилий, возраста, пола и текущего места работы. В профиле соискателя описаны навыки и опыт кандидата, а главное – какую работу и на каких условиях он хочет найти. Сайт Geekjob.ru был запущен весной 2018 г., сейчас на нем опубликовано более 500 анонимных резюме, говорит Кузьменко.

Функцию анонимных резюме стали открывать не только небольшие агентства, но и крупные рекрутеры. Например, осенью 2018 г. крупнейший российский портал по поиску работы HeadHunter дал пользователям возможность скрывать в резюме имя, фамилию, фотографию, текущее место работы, телефон и другие контакты. Сейчас в базе HeadHunter 39 млн резюме, из них доля анонимных резюме не превышает 0,5%, говорит представитель компании. А пользователи портала Rabota.ru имеют возможность скрывать часть данных в резюме уже несколько лет – соискатель может скрыть имя, фамилию, возраст, контакты и последнее место работы, говорит представитель компании. По его словам, сейчас из 11,5 млн резюме 7,5% – анонимные.

На HeadHunter резюме без имен, фамилий и других данных чаще всего публикуют IT-специалисты, студенты и менеджеры по продажам, говорит представитель онлайн-рекрутера. А на Rabota.ru обезличенные резюме размещают бухгалтеры, администраторы, юристы, инженеры, экономисты и даже курьеры, официанты и водители, отметил представитель компании. Обезличенные резюме также публикуют штучные специалисты – например, топ-менеджеры, которые не хотят публичности, отмечает Кузьменко.

Представитель «Тинькофф банка» рассказывает, что банк несколько раз приглашал на собеседование кандидатов с анонимными резюме – системного аналитика, инженера, риск-аналитика и PR-менеджера. По его словам, описания навыков и опыта кандидата в профиле достаточно, чтобы понять, приглашать ли его на интервью. Однако у резюме без контактов и стандартных деталей есть минусы – например, по названию компании, в которой трудится человек, можно много понять про специфику его работы, продолжает он. Кроме того, об анонимном кандидате невозможно собрать рекомендации и отзывы – все это удлиняет процесс найма.

Большинство работодателей вряд ли заинтересуется анонимными кандидатами, полагает старший консультант по подбору персонала Ancor Consumer Goods Елена Рыбина. Компании сейчас стали пристальнее изучать соискателей. Они просматривают их страницы в социальных сетях, чтобы уже на начальных этапах подбора иметь полное представление о человеке. По ее мнению, практика обезличивания резюме вряд ли широко распространится на российском рынке труда, уверена она. В сегменте линейного персонала анонимные резюме вообще не имеют смысла. Обычно обезличенные профили заводят офисные сотрудники, которые могут находиться в пассивном поиске нового места работы 1–2 месяца, утверждает представитель Avito. По его словам, у массового персонала нет времени, им нужно срочно найти работу.

Однако анонимные резюме могут помочь найти работу самым востребованным специалистам, например разработчикам, программистам и digital-маркетологам, считает Кузьменко. IT-специалистов на рынке не хватает, поэтому компании готовы рассматривать любых кандидатов, даже анонимных, объясняет она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more