Дипломированные специалисты подались в курьеры

Престиж специальности вырос за счет конкурентных зарплат, гибкого графика и возможности совмещать с основной работой
Андрей Гордеев / Ведомости

Треть дипломированных специалистов, подрабатывающих в сервисах доставки, – представители инженерно-технических специальностей, 17% окончили экономический или финансовый факультеты, а 10% – айтишники. 40% российских курьеров имеют высшее и незаконченное высшее образование, говорится в исследовании «Яндекс Доставки», проведенном в августе 2023 г. среди 5700 работников. А по данным портала hh.ru, высшее или незаконченное высшее образование имеют свыше четверти (27%) курьеров.

В большинстве случаев люди используют курьерство для временной подработки. Работают в другой отрасли параллельно с курьерством 43% участников опроса, а каждый пятый опрошенный совмещает подработку с учебой, отмечают авторы исследования. Более 12% респондентов отметили, что развивают собственный бизнес. Основной фактор, влияющий на выбор подработки в сфере доставки, – возможность управлять своим временем: более 68% опрошенных отмечают, что в курьерстве их привлекает гибкий график. Почти 39% ценят доставку за возможность совмещать подработку с другой работой, а еще 18% – с учебой, следует из результатов опроса.

Доход курьеров вырос примерно на 30% по сравнению с прошлым годом, объясняет тенденцию по росту привлекательности профессии для соискателей с высшим образованием руководитель «Яндекс Доставки» в России Тембот Керефов. А высокий доход привлекает в доставку людей с самым разным образованием и опытом работы. К примеру, доходы автокурьеров в Москве в некоторые дни могут достигать 900 руб. в час, указывает он. Год назад основной массив зарплатных предложений курьерам составлял от 30 000 до 60 000 руб., а в начале осени текущего года – от 45 000 до 95 000 руб., подчеркивает представитель hh.ru.

Сейчас заработные платы курьеров растут и это приводит к тому, что курьерские специальности больше интересуют людей с высшим и незаконченным высшим образованием, согласен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В крупных городах курьер, оформленный как самозанятый, в ряде компаний может получать в месяц при графике 5/2 от 100 000 руб. чистыми на руки и выше. Это тот уровень, который более чем конкурентоспособен для ряда специальностей, например в госорганизациях или на промышленных предприятиях, говорит эксперт. «Наблюдается тренд, когда специалист с инженерным образованием не идет работать инженером, а выбирает более гибкий формат занятости с точки зрения времени работы и обязательств, оформляется как самозанятый и трудоустраивается курьером», – подчеркивает Бурмистров.

Основная мотивация по трудоустройству курьером для людей с высшим образованием – это дополнительный заработок либо заработок на период поиска новой работы, полагает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Мария Сайкина. «В прошлом году экономика страны столкнулась с существенными вызовами: из России ушли крупные зарубежные работодатели, российские компании также были вынуждены оптимизировать свои бизнес-процессы. Как следствие, часть россиян, в том числе с высшим образованием, столкнулись со снижением заработной платы либо с необходимостью искать новое место работы», – объясняет она. Работа курьером как один из видов платформенной занятости дает возможность быстрого трудоустройства и выбора гибкого графика, что позволяет совмещать ее с другой работой или учебой, говорит аналитик. Она не требует дополнительного обучения и при этом приносит стабильный доход.

В августе – сентябре 2023 г. количество резюме курьеров в активном поиске работы по стране составляло 90 000, а вакансий – 40 500, говорит представитель hh.ru. Таким образом, на одну вакансию приходится около двух активных резюме, что означает сохранение дефицита на серьезном уровне, объясняет он. Дефицит курьеров сохраняется уже несколько месяцев во многих регионах, подтверждает Керефов. В начале сентября он особенно остро ощущается в Москве, а в целом за год спрос на курьеров вырос примерно на 50%.

Спрос на курьеров значительно превышает количество кандидатов на эту позицию, говорит представитель СДЭК.

Как вырос рынок курьерской доставки

В 2022 г. российский рынок курьерской доставки вырос на 24,5% и его объем достиг 1,7 трлн руб., говорилось в исследовании РАЭК. Самым большим сегментом рынка курьерской доставки, как и в 2021 г., была доставка товаров из интернет-магазинов и маркетплейсов – на нее пришлось 788 млрд руб. (+13%). Еще 520 млрд руб. – это доставка продуктов (e-grocery). Рынок доставки готовых блюд из ресторанов вырос на 25% и составил 222 млрд руб., говорилось в отчете ассоциации.

По мере роста популярности онлайн-покупок в целом увеличивается и потребность в курьерах, поэтому компания продолжает приглашать их к сотрудничеству, отмечает представитель Wildberries.

Такие специалисты рассчитывают на высокий уровень доходов, поэтому в последний раз Ozon поднял ставку с 5 сентября, говорит представитель онлайн-площадки. С учетом того что доходы таких специалистов растут, а информированность людей о профессии и имидж курьера улучшаются, неудивительно, что в профессию идет больше людей с высшим образованием, добавляет он.

В 2023 г. совокупный спрос на курьеров, по самым консервативным оценкам, увеличился на 50–60%, а в крупных городах – на 70% и выше, оценивает Бурмистров. Если говорить про мужчин, то часть работоспособного населения, как правило из числа синих воротничков, вымывается из экономики и направляется в зону СВО, поэтому нет оснований предполагать, что ситуация с курьерами будет существенно улучшаться в ближайшее время, рассуждает он. Также приток курьеров с высшим образованием может быть связан еще и с тем, что «Яндекс Доставка» переходит на гибкое ценообразование по принципу агрегатора такси, а это значит, что ряду игроков, которые используют «Яндекс Маршрутизацию» как одного из основных партнеров, потребуется больше собственных курьеров, чтобы нивелировать пиковые нагрузки в течение суток.

Спрос на курьеров будет расти, полагают Бурмистров и Сайкина. Отток рабочей силы из союзных государств, произошедший вследствие снижения курса рубля и введенных в отношении России санкций, негативно влияет на предложение на рынке курьеров, обращает внимание Сайкина. Данные РАЭК говорят о том, что в Москве и Санкт-Петербурге основная масса курьеров – это мигранты, в то время как в регионах в данной сфере заняты в основном россияне, указывает она.