Если и дальше так пойдет, то курс МВА будут принимать эсэмэской

Бизнес-школы сокращают число аудиторных часов, полагаясь на самостоятельное изучение материала
Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА

Казалось бы, про обучение на программе МВА мы знаем почти все. Большинство поступающих обнаруживает недюжинные познания в различных областях бизнес-знаний, без труда оперирует названиями бизнес-курсов, фамилиями известных бизнес-тренеров. А вот процесс обучения, как правило, не обсуждается. Да и так все понятно: во многих школах бизнеса он не слишком далеко ушел от вузовской триады «лекция - семинар - экзамен». Устойчивое употребление в бизнес-школах глагола «читает курс» применительно к работе того или иного преподавателя не случайно. Эта риторика сразу вызывает из памяти лекцию и вузовского лектора. В бизнес-школах прижилась модель программы МВА, когда-то остроумно прозванная «Росконцертом»: «звезды», сменяя друг друга, «зажигают» в аудитории, а доведенные до экстаза слушатели смеются и плачут...

Неоднократно доводилось встречать выпускников МВА разных школ бизнеса, которые, начав с воодушевлением вспоминать яркие моменты своего обучения на программе, потом с поскучневшим лицом признавались, что применить знания из шоу-программы не всегда получалось – «зато весело было!»

Почему менеджеры, закончившие ведущие западные бизнес-школы, ценятся российским бизнесом? Скорее всего, не потому, что для кого-то такой диплом выглядит престижнее, а потому, что известно – учиться в них нелегко и подготовка в итоге получается серьезной. Достаточно послушать рассказы тех, кто прошел горнило международных программ МВА. «Практически на ночь дается задание прочитать кейс на 70 листов английского текста, провести обсуждение в группе и предложить решение к 9 утра», «письменный анализ нужно опустить в специальный ящик до 12 часов такого-то дня, в 12.01 - он считается незасчитанным» и т. д. Вы наверняка слышали подобные рассказы. Нет поблажек, жесткий ритм, глубокое изучение литературы, обилие письменных аналитических работ с использованием различных инструментов, больший объем материала отдается на самостоятельное изучение. Нельзя сачкануть! Мало того, за пропущенные занятия и несданную работу могут и из школы отчислить.

Администрация российских бизнес-школ, напротив, суперлояльна к «клиенту». Да, мы понимаем, трудная работа, мало времени, командировки и т. д. Не успели подготовиться – ничего, вы хотя бы придите на занятие! Посидите, вникните в предмет – и через час уже сможете участвовать в обсуждении! Если спросить любого преподавателя российской бизнес-школы о причинах, мешающих получить эффективный образовательный результат, одной из них (если не главной) наверняка назовут плохую проработку материала слушателями – «мало читают». Преподаватели знают: можно дать целый список вспомогательной литературы для освоения темы, а хорошо, если прочитают одну «раздатку», да и то если в ней не очень много страниц. Если и дальше так пойдет, то это превратится в «МВА – эсэмэской!», как горько шутит один очень уважаемый профессор.

В последнее время бизнес-школы сокращают число аудиторных часов на своих программах, перенося значительную часть материала на самостоятельное изучение. Это, пожалуй, первый шаг к реальному обучению взрослых людей. Без лекций и лектора программа МВА, эта «отличная возможность вернуть молодость и вновь почувствовать себя студентом», как пишут в отзывах выпускники бизнес-школ, явно потеряет свой ностальгический ореол.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать