PwC: Компании отказываются от долгосрочного планирования

Краткосрочные приоритеты в деятельности компаний сейчас преобладают над долгосрочными, утверждают исследователи PwC, опросив членов советов директоров более чем 350 компаний, представляющих различные отрасли и сектора российской экономики и имеющих различную структуру акционерного капитала. 44% респондентов представляют компании, находящиеся под прямым или косвенным контролем государства.

Исследователи выяснили, что три четверти советов директоров теперь ориентируются при обсуждении стратегии на период от одного до трех лет. Лишь 6% компаний обладают достаточной уверенностью в перспективах развития бизнеса, чтобы прогнозировать стратегию на 5-10 лет и более.

38% членов советов директоров российских компаний констатируют, что 2015 г. сопровождался существенными переменами и трансформационными процессами в их компаниях, 35% указывают на то, что их компании столкнулись с серьезными трудностями. Успешным для своих компаний 2015 г. сочли лишь 20% респондентов.

35% опрошенных ожидают ухудшения финансово-экономических показателей. 16% рассчитывают на их улучшение. Большинство директоров (64%) считают, что возобновления роста российской экономики можно ожидать не раньше 2017 г.

CEO и члены советов директоров видят в нынешних рыночных условиях больше рисков для их бизнеса, чем три года назад. Главными угрозами для их компаний являются геополитическая нестабильность, изменение поведения потребителей, чрезмерное государственное регулирование, а также недостаток квалифицированных управленческих кадров при текущих потребностях.

По мнению 51% директоров, краткосрочные приоритеты берут верх над среднесрочными и долгосрочными в деятельности их компаний. Более четверти (27%) членов советов директоров уверены, что менеджмент реализует тактические меры в ущерб стратегическим интересам их компаний.

Только 6% опрошенных директоров уверены в том, что их компании способны достигнуть целевых значений стратегических показателей. 83% компаний пересмотрели свои стратегии за последний год или же планируют это сделать под воздействием таких факторов, как девальвация рубля, затрудненный доступ к капиталу, снижение цен на нефть, последствия введения санкций.

Вопрос развития технологий активно обсуждался почти половиной (48%) советов директоров. 30% из них считают очень важным включение в состав их советов кандидатов, обладающих экспертизой в области технологий.

48% директоров ожидают, что составы их советов будут меняться в контексте новых вызовов для бизнеса. 66% советов директоров в России уже сегодня проводят регулярную оценку своей эффективности. Лишь 16% полагают, что практика их компаний соответствует Кодексу корпоративного управления, рекомендованному Банком России. 63% ведут работу по внедрению кодекса или планируют ее начать в ближайшее время.

«Хотя, по мнению почти двух третей директоров, менеджменту их компаний удается хорошо сочетать решение тактических задач со стратегическими, более четверти уверены: менеджмент реализует тактические меры в ущерб стратегическим интересам компаний, - отметил управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков. – Надеюсь, однако, что тактические интересы российских компаний не подорвут реализацию их стратегических задач. В России качественно и в лучшую сторону меняются требования и стандарты в области корпоративного управления. Неуклонно повышается и роль советов директоров в системе корпоративных отношений».