Кино все меньше в телевизоре

Крупнейшие телеканалы замещают его собственными сериалами и шоу
Крупнейшие российские телеканалы за последние пять лет лет сократили показ кинофильмов, которые зрители все активнее смотрят онлайн / Максим Стулов / Ведомости

«Ведомости» проанализировали данные исследовательской компании Mediascope по показам и просмотрам различных жанров программ с 2017 г. Как следует из них, если в 2017 г. кинофильмы составляли порядка 14,9% от всего вещания крупнейших федеральных телеканалов, то к 2021 г. эта цифра сократилась до 11,8%. Количество отведенного в сетках вещателей времени под телесериалы на фоне этого, напротив, росло: если в 2017 г. показ этой категории составлял 21,4% всего вещания телеканалов, то в 2021 г. рост составил уже более 2 процентных пунктов, 23,3% вещания. Также вырос показ и развлекательных программ – если в эфире 2017 г. они занимали порядка 15% вещания, то по итогам 2021 г. эта цифра составила уже 18,1%.

Тренд роста показа сериалов и развлекательных шоу на фоне сокращения показа кинофильмов «Ведомостям» подтвердили в «СТС медиа», «Газпром-медиа» и НТВ. «Мы, как холдинг, эту тенденцию замечаем и, более того, ей всячески содействуем, развивая собственное производство на всех своих каналах», – сообщил «Ведомостям» представитель «СТС медиа» (телеканалы СТС, «Домашний», «Че» и др.). Сериалов и телешоу на телевидении становится все больше, потому что они являются эксклюзивным контентом канала (в то время как кино таковым не является) и он более востребован у телезрителей, добавил представитель «Газпром-медиа» (телеканалы ТНТ, «Пятница!», НТВ, ТВ3 и др.).

Объем развлекательных программ на НТВ сейчас составляет порядка 20% всего времени вещания, и канал увеличивает долю праймовых шоу. «Это связано с ростом зрительского интереса, отражение которого мы видим в хороших медиапоказателях», – отметил генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн. В то же время доля киноконтента на телеканале традиционно низкая – в среднем она составляет 4–5% в год от общей длительности вещания.

Телеканалы запускают новые линейки больших семейных шоу и сериалов, добавляют представители медиахолдингов. СТС, например, в прошлом году стал показывать большие семейные шоу с 20.00, тогда как ранее в это время в эфир выходили фильмы, продолжил представитель «СТС медиа». ТНТ же, по словам представителя «Газпром-медиа», изменил подход к программированию, сделав еще больший упор на юмористические шоу и комедийные сериалы.

Аудиторные показатели лучших фильмов и сериалов сопоставимы. В числе самых популярных фильмов традиционные для новогоднего показа комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и «Бриллиантовая рука» – их средняя доля среди россиян старше четырех лет, проживающих в крупных городах (здесь и далее данные приводятся в этой аудитории), составила 20,3 и 20,4% соответственно, следует из расчетов холдинга ВГТРК данных Mediascope. Это означает, что эти фильмы, показанные в эфире «Первого канала» и «России 1» 31 декабря, смотрела примерно пятая часть всех телезрителей, у которых в тот момент был включен телевизор. Лидером среди кинофильмов, телепремьера которых состоялась в 2021 г., стала семейная приключенческая драма «Пальма», ее средняя доля составила 22,1%. Аналогичный показатель и у самого популярного сериала прошлого года – нового сезона популярного комедийного сериала «Сваты 7». Самым популярным шоу 2021 г. стал второй сезон «Маски»: средняя доля всех эпизодов передачи, выходившей в эфире телеканала НТВ в марте – мае 2021 г., составила 19,5%.

Однако и кино, и сериалы зрителям удобнее смотреть без привязки к конкретному времени показа, добавляет Елена Крылова, директор по проектам исследовательской компании «ТМТ консалтинг». Поэтому аудитория, ориентированная на просмотр этого типа контента, перетекает в онлайн-кинотеатры. Кроме того, последнее время, особенно с началом пандемии, крупные зарубежные премьеры появляются преимущественно как раз на онлайн-площадках. Также видеосервисы сейчас предлагают много качественных зарубежных и отечественных сериалов, которые также привлекают зрителя, добавляет Крылова.

В результате, как следует из данных Mediascope, с 2017 г. зрители в целом стали меньше смотреть телевизор. Если пять лет назад просмотр фильмов, сериалов и передач собирал у экранов в среднем 16,3% россиян, то в 2021 г. этот показатель снизился до 14,1%. Исходя из этих данных, с 2017 г. телесмотрение сократилось на 13,2%, отмечает Дмитрий Колесов, заместитель гендиректора аналитической компании MediaHills.