Сборы российских фильмов в зарубежном кинопрокате снижаются второй год подряд

В 2021 году они оказались почти в 3 раза ниже, чем до пандемии
Самым продаваемым в 2021 г. за рубежом фильмом из России стала военная драма «Уроки фарси» (на фото кадр из фильма)/ Hype Film

Российские фильмы по итогам 2021 г. заработали в зарубежном кинопрокате $18,2 млн, следует из данных, предоставленных по запросу «Ведомостей» отраслевым изданием «Бюллетень кинопрокатчика». Это на 11% ниже, чем в 2020 г., и в 2,8 раза меньше показателя допандемийного 2019 года.

В России сборы снижались не так сильно. По итогам 2021 г. они составили 40,7 млрд руб., что на 26,6% ниже, чем в допандемийном 2019 году.

В отличие от сборов количество зрителей за пределами России даже увеличилось: в 2021 г. было продано 3,3 млн кинобилетов, годом ранее – 2,4 млн. Разнонаправленная динамика по сборам в деньгах и количеству проданных кинобилетов по итогам 2021 г. обусловлена главным образом тем, что российские фильмы выходили на тех территориях, которые характеризуются более низкой стоимостью билетов, говорит главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчиков» Александр Нечаев.

Крупнейшим импортером российских фильмов остался Китай, сборы наших лент в этой стране в прошлом году составили почти $7,4 млн. На второй позиции по итогам 2021 г. с кассой почти в $2,5 млн разместилась Мексика (в 2020 г. – Нидерланды, сборы $2,6 млн). Германия, занимавшая третью строчку по сборам в 2020 г. с кассой в $1,5 млн, в прошлом году вообще не вошла в топ-10 крупнейших импортеров российских фильмов. Всего за 2021 г. в кинотеатрах 58 стран мира было показано 52 картины из России.

Самым продаваемым в 2021 г. за рубежом фильмом из России стала военная драма «Уроки фарси» – он собрал за пределами России $6,2 млн. На второй строчке со сборами почти в $1,8 млн разместилась еще одна военная драма – «Т-34». На третьей позиции – «Чернобыль», ей иностранный зритель принес $1,5 млн. Эту историческую драму в прошлом году купил Netflix. Но до сделки со стриминговой платформой в июне 2021 г. ее дистрибутор «Централ партнершип» (ЦПШ) успел продать права на ряд территорий – Литва, Эстония, Мексика, Бразилия, Южная Корея и др., говорит ее гендиректор Вадим Верещагин.

А вот приключенческую мелодраму «Серебряные коньки», несмотря на успех у кинозрителей в России (сборы – 481,3 млн руб.; здесь и далее сборы в России – данные ЕАИС государственного Фонда кино), кинозритель в других странах не увидел. Этот фильм был продан Netflix, он вышел в линейке originals и стал доступен практически на всех территориях, где работает сервис, соответственно, в кинопрокат не выходил, отметил гендиректор ЦПШ (также занимался прокатом и дистрибуцией этого фильма в России и мире). Сумму сделки со стриминговым сервисом Верещагин не раскрыл, отметив лишь, что она «покрыла все выпадающие доходы от кинопроката».

Основными факторами снижения сборов российских фильмов за рубежом являются пандемия и ограничения в кинотеатрах, а также смена фокуса производителей контента, которые все больше уходят в онлайн, уверена Евгения Маркова, гендиректор Роскино (национальный оператор по продвижению российских фильмов, сериалов, анимации и других проектов за рубеж): «В 2021 г. ряд ярких масштабных картин, в том числе и анимационных, был продан крупным платформам, что, конечно, влияет на зарубежный кинопрокат. К примеру, «Серебряные коньки», «Майор Гром: Чумной Доктор», а также анимационный фильм «Ганзель, Гретель и агентство Магии»» были проданы Netflix и вошли в топ по просмотрам».

При этом, по словам Марковой, если раньше уход в онлайн был вынужденной мерой на фоне пандемии, то сейчас это уже целенаправленная стратегия.

Изменения модели дистрибуции в пользу онлайн – это действительно существующий тренд, подтверждает продюсер фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» Михаил Китаев, ссылаясь при этом на изменение потребления контента: «С точки зрения зрителя все очевидно – людям безопаснее и удобнее смотреть кино дома».

Российские фильмы вернутся в широкий мировой кинопрокат в 2023 г., прогнозирует Верещагин. Китаев более пессимистичен. Сейчас, как считает он, рано уверенно говорить о каких либо сроках восстановления кинотеатральной экономики.