Россияне стали больше читать Оруэлла и книги по психологии

Маркетплейсы в марте зафиксировали увеличение продаж книжной продукции
Маркетплейсы в марте зафиксировали увеличение продаж книжной продукции/ Евгений Разумный / Ведомости

В прошлом месяце объем заказов книг на Ozon вырос на 30% по сравнению с мартом 2021 г., а у Wildberries книжной продукции заказали на 75% больше, рассказали «Ведомостям» представители этих интернет-площадок.

Рост продаж книг на маркетплейсах в марте подтвердили в «Эксмо» – одном из крупнейших издательств России. Через этот канал дистрибуции в прошлом месяце было продано на 20% больше бумажных книг, чем за март 2021 г., сообщил президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Маркетплейсы для издательств сейчас – один из основных каналов продаж, уточнил он. По итогам 2021 г. на их долю в общей структуре продаж бумажных книг в России пришлось около 30%, оценивает Новиков. Ранее в «Эксмо-АСТ» прогнозировали, что по итогам прошлого года объем книжного рынка России составит 95 млрд руб. Фактические итоги года в издательской группе пока не подвели.

В топе продаж в марте оказались книги по психологии, отметили представители Wildberries и Ozon. Это, в частности, такие издания, как «Сказать жизни «ДА!»: психолог в концлагере» австрийского психиатра Виктора Франкла, «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» Людмилы Петрановской и «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» Ольги Примаченко. Данные по росту продаж в данном сегменте в Wildberries и Ozon не раскрыли. Продажи книг из раздела «популярная психология» издательства «Эксмо» на маркетплейсах увеличились на 12%, фиксирует Новиков. В лидерах продаж издательства также книга «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя».

Рост спроса на книги по психологии и самопознанию может быть связан с «внешним контекстом», считает Анна Карпова, директор по развитию бизнеса Ozon. Тренд на увеличение потребления такой литературы, как отмечает она, наметился еще в 2020 г., когда мир столкнулся с пандемией коронавируса.

Художественная литература, преимущественно классическая, также была популярна среди пользователей маркетплейсов. Ее доля в общей выручке от продаж книг на Ozon в марте увеличилась на 4 п. п. год к году и достигла 20%. В Wildberries динамику роста не раскрыли. Среди лидеров продаж в этом сегменте – романы «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда и «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, а также антиутопия Джорджа Оруэлла «1984».

Чаще всего книги приобретают на маркетплейсе вместе с другими товарами, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Частота покупок на маркетплейсах высокая и постоянно растет в связи с расширением ассортимента и развития экспресс-доставки. Поэтому для потребителей книги хорошо дополняют мультикатегорийные заказы, особенно за счет эффективной системы рекомендаций и продвижения книг на площадке».

Это подтверждает Карпова из Ozon и Новиков из «Эксмо-АСТ». По словам Карповой, около 40% покупателей добавляют книги к своим заказам по рекомендациям площадки. Покупателям удобно совершать все покупки в одном месте, пользуясь программами лояльности и объединяя доставку с другими категориями товаров, добавляет Новиков.

Продажи в марте выросли и у крупнейшего дистрибутора электронных книг – группы компаний «Литрес». Самыми популярными жанрами стали саморазвитие/личностный рост, любовное фэнтези и современные любовные романы, сообщил «Ведомостям» представитель группы.

Выручка «Литрес» в марте 2022 г. увеличилась на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., что оказалось ниже прогнозных значений, говорит гендиректор группы компаний Сергей Анурьев: «В начале марта пользователи были больше сконцентрированы на новостной повестке. Однако уже со второй недели марта у россиян вернулся интерес к книгам, с помощью которых они старались восстановить душевное равновесие, переключиться и найти ответы на свои вопросы».

Новиков из «Эксмо-АСТ» находит экономическое объяснение увеличению продаж книг – их стимулировал анонсированный рост цен на издания на фоне подорожания бумаги, также возможный дефицит, который обусловлен заявлениями о приостановке лицензионных договоров и уходе с российского рынка зарубежных авторов.

Россияне стали посвящать больше времени чтению книг из-за отмены зарубежных кинопремьер, считает представитель Wildberries.