«Телеспорт» спорит с «Матч ТВ» из-за показа матчей сборной России

Он оценивает свои убытки в 1,5–2 млн евро
«Матч ТВ» не согласен с претензиями «Телеспорт груп» / Максим Стулов / Ведомости

У АО «Телеспорт груп» и телеканала «Матч ТВ» возник конфликт из-за трансляции товарищеских матчей сборной России по футболу со сборными Таджикистана и Узбекистана 17 и 20 ноября. Эти игры были показаны на «Матч ТВ» без согласия правообладателя, т. е. «Телеспорт груп», заявил «Ведомостям» гендиректор этой компании Петр Макаренко.

По его словам, восемь лет назад УЕФА принял решение о централизованной продаже медиаправ на матчи национальных сборных. Речь идет об отборочных матчах чемпионатов мира и Европы, матчах Лиги наций и любых турниров, которые организует УЕФА, в том числе товарищеских матчах сборных, объяснил Макаренко. По его словам, в каждой стране УЕФА нашел медийного партнера, которому продал пул матчей. «Все права на все матчи всех национальных сборных на территории РФ являются собственностью компании «Телеспорт груп», – сказал он. «Матч ТВ» регулярно покупает у «Телеспорт груп» права на трансляцию, утверждает Макаренко, но по матчам с Таджикистаном и Узбекистаном сделки не было.

«Телеспорт груп», по словам Макаренко, направила «Матч ТВ» выписку из контракта с УЕФА и ранее полученное письмо спортивной организации, из которого следует, что спорные матчи являются собственностью УЕФА, а на территории РФ права на них принадлежат компании «Телеспорт груп» («Ведомости» ознакомились с документом). «Это не произвело на них вообще никакого впечатления. <...> C таким мы за многие годы работы с различными телеканалами не сталкивались никогда», – заключил Макаренко.

«Матч ТВ» с претензиями «Телеспорт груп» не согласился. «Согласно документам, которые имеются в наличии у нашего телеканала, исключительные права на освещение футбольных матчей сборной России с командами Узбекистана и Таджикистана принадлежат другому лицу. Данные права не были переданы правообладателем в пользование УЕФА, а как следствие, не включены в пакет прав на матчи сборной России по футболу, принадлежащий компании «Телеспорт груп». «Матч ТВ» (ООО «НСТ») на законных основаниях приобрел у правообладателя права на осуществление телепоказа указанных матчей на территории России», – сообщил представитель телеканала. При этом владельца прав в «Матч ТВ» называть отказались.

При наличии эксклюзивного правообладателя на трансляцию использование этих прав без его согласия и без заключения соответствующего договора является правонарушением, заявил «Ведомостям» спортивный юрист Сергей Алексеев. «Правообладатель может обратиться за  пресечением этих действий и за возмещением убытков к правонарушителю. При этом ему [правообладателю] придется доказывать обоснованность требований и заявленной суммы убытков», – сказал он.

Макаренко оценивает сумму ущерба предварительно в 1,5–2 млн евро. «Мы планируем предъявить «Матч ТВ» финансовые требования, куда будут включены все наши потери, связанные с непоказом этих матчей: стоимость матчей, недополученные нами деньги от размещения рекламодателей и спонсоров, а также наши обязательства перед теми, кто выкупил у нас какие-то позиции, по отношению к кому уже мы не смогли выполнить наши контрактные обязательства», – объяснил он. Макаренко не исключает возможность урегулирования спора во внесудебном порядке, но «Телеспорт груп» намерена предусмотреть механизмы защиты от подобных нарушений своих прав в будущем.

«Телеспорт» и «Матч ТВ» не в первый раз конфликтуют из-за прав на трансляцию футбольных матчей. Летом 2021 г. «Телеспорт» не стал отдавать телеканалу права на игру Россия – Бельгия в рамках чемпионата Европы по футболу, писал Sports.ru. В итоге матч транслировался на платформе ВГТРК «Смотрим».