В России в 2022 году почти в 2,5 раза выросло количество стендап-концертов

Весь рынок афишных мероприятий в этом году вырастет на 4% к 2021 году
Опрошенные «Ведомостями» эксперты подтверждают тенденцию роста спроса на стендап-мероприятия/ Freepik

Количество стендап-концертов в 2022 г. увеличилось почти в 2,5 раза к 2021 г., следует из данных билетного агрегатора «Яндекс Афиша» (с долей 40% является лидером этого рынка). В 2022 г. было организовано 4852 таких мероприятия, а годом ранее – 2056, указано в этой статистике.

Увеличилось и количество заказов (могут включать в себя несколько билетов. – «Ведомости») на стендап-концерты: по итогам января – ноября 2022 г. оно составило 108 277, что почти в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период 2021 г. (31 115). В денежном выражении продажи билетов выросли в 4,3 раза до 520 млн руб.

Основной спрос на стендап-концерты формируют жители столиц: 40,8% заказов, по данным «Яндекс Афиши», в этом году оформили жители Москвы, 20,1% – Санкт-Петербурга. Востребован такой формат выступлений и у жителей российских мегаполисов: на Екатеринбург приходится 4,3% заказов, на Новосибирск – 2,5%, на Краснодар – 1,8%, а на остальные города – 30,5%.

Самыми популярными стендап-мероприятиями по количеству заказов в 2022 г. стали сразу два концерта комика Сергея Орлова в «Крокус сити холле» (всего на него оформили 1937 заказов) и комплексе «М-1 арена» (1456). На 3-м месте – концерт участника YouTube-шоу «Что было дальше?» Нурлана Сабурова в «Сибур арене» в Санкт-Петербурге (1190). В топ-5 также вошли концерты Гурама Амаряна в Coin Event Hall (1028) и участниц шоу на телеканале ТНТ «Женский стендап» (1024) в Зеленом театре на ВДНХ.

В этом году в топ-10 не попали участники шоу Comedy Club на ТНТ. Хотя в прошлом году концерт Павла Воли в «Крокус сити холле» занял в аналогичном рейтинге 2-е место. А сразу три концерта Андрея Бебуришвили попали на 4-, 5- и 6-ю строчки топа.

Весь рынок афишных исполнительских мероприятий в 2021 г., по данным информагентства о сфере культуры и развлечений InterMedia, составил 191,1 млрд руб. Но в прошлом году еще действовал ряд антиковидных ограничений. К примеру, концертная площадка должна была устанавливать предельную численность участников мероприятий – не более 70% заполняемости зала.

По итогам этого года рынок афишных исполнительских мероприятий вырастет на 4% до 199 млрд руб., оценивают в InterMedia. Относительно же доковидного 2019 года (212,4 млрд руб.) он упадет на 6,7%.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты подтверждают тенденцию роста спроса на стендап-мероприятия. Даже в сравнении с 2019 г. количество таких мероприятий увеличилось примерно в 3 раза, говорит владелец сети стендап-баров Comedy Place Степан Пестряков. Общим драйвером для всего концертного рынка, как считает он, стало снятие ковидных ограничений, а рост интереса к стендап-комикам обусловлен увеличившейся популярностью этого жанра.

Популярность стендап-концертов выросла в 2022 г., потому что люди хотят снять напряжение от событий этого сложного года, добавляет социолог Денис Волков.

Среди других факторов – дешевизна организации стендап-концертов и исчезновение иностранных концертов, крупных туров музыкальных исполнителей, считает Пестряков: «Закономерно, что этот пробел заполняется наиболее гибким в организации жанром – стендапом». Отмена или отсутствие концертов многих популярных зарубежных исполнителей и части российских звезд – одна из ключевых причин роста интереса к стендап-концертам, соглашается главный редактор InterMedia Евгений Сафронов.