Популярность турецких сериалов в России спровоцировала всплеск пиратства

Видеосервисам пришлось активизировать борьбу с сайтами с нелегальным контентом в сети
Сериал «Великолепный век» ищут чаще всего / Tim's Productions

В реестр интернет-ресурсов, созданный в рамках антипиратского меморандума, в январе – июне 2023 г. было внесено почти 2,7 млн веб-страниц с нелегальными копиями турецких сериалов. Это в 3,2 раза превышает аналогичный показатель за первое полугодие 2022 г. и сразу в 27 раз – за январь – июнь 2021 г., рассказали «Ведомостям» в Медиа-коммуникационном союзе (МКС). При этом общее количество пиратских ссылок по всему контенту в реестре снизилось с конца первого полугодия 2022 г. на 26,5% до 19,7 млн страниц.

Правообладатели сейчас активно закупают турецкий контент и заинтересованы в его защите, этим и обусловлен рост числа заблокированных ссылок на пиратские ресурсы с турецкими сериалами, заявил «Ведомостям» представитель МКС.

Антипиратский меморандум медиакомпании, продюсеры и интернет-компании подписали в 2018 г. Согласно документу, медиакомпании имеют возможность во внесудебном порядке удалять из поисковой выдачи ссылки на страницы с нелегальными копиями своих произведений и купленный контент, на который у них есть исключительные права. Эти ссылки направляются в специальный реестр, держателем которого является МКС.

В интернете турецкие сериалы или информацию о них искали через поисковые запросы на мобильных устройствах 14,8 млн россиян старше 12 лет, на десктопах – 6,7 млн, следует из данных исследования компании Mediascope, проведенного в период с января 2022 г. по январь 2023 г. Чаще всего искали сериалы «Великолепный век» (100,3 млн запросов), «Постучись в мою дверь» (83,2 млн запросов), «Ветреный» (49,8 млн запросов). Данные запросы, как уточнили в Mediascope, отобраны без учета поиска в приложениях онлайн-кинотеатров и пиратских сервисов.

Больше всего россияне смотрят турецкие сериалы у пиратов. В топ-15 самых охватных (на десктопах) интернет-сайтов, по данным Mediascope, в период с января 2022 г. по январь 2023 г. вошло сразу семь таких ресурсов. А один из них, специализирующийся на контенте из Турции, этот топ возглавил. Ежемесячная аудитория на десктопах, проявившая интерес к турецким сериалам на этом ресурсе в январе 2022 г.– январе 2023 г., составила 297 000 россиян старше 12 лет.

Первую и вторую строчку среди площадок, показывающих турецкий контент официально, занимают видеосервис more.tv (ежемесячная аудитория такого контента на десктопах – 265 000 человек) и сайт телеканала «Домашний» (153 000 человек). На обоих ресурсах в указанный период эксклюзивно был доступен популярный турецкий сериал «Великолепный век». Третье место занимает видеосервис «Иви» (134 000 человек).

Опрошенные «Ведомостями» топ-менеджеры и представители видеосервисов подтвердили рост закупок турецких сериалов и активизацию работы по защите такого контента от пиратов. 

В интернете действительно много нелегального контента именно турецких сериалов, это отчасти связано с тем, что пираты выкладывали в сеть многие из них еще до официального появления контента на платформах и тем самым способствовали вирусному эффекту распространения, утверждает руководитель отдела по антипиратству онлайн-кинотеатра Start Сергей Василенко: «С начала года мы заблокировали 41 500 пиратских объектов по турецкому контенту, из них по меморандуму – 18 000 ссылок». 

За последний год количество турецких сериалов на Kion выросло на 40%, рассказала «Ведомостям» директор по контенту и дистрибуции этого онлайн-кинотеатра Мария Смирнова. Сейчас в библиотеке «Кинопоиска», говорит представитель этого видеосервиса, 47 турецких сериалов. Это в 3 раза больше, чем годом ранее, их доля в общем времени смотрения составляет около 9%, уточнил он.

Кто смотрит турецкое

Сериалами из Турции интересуются преимущественно женщины, проживающие в городах с населением менее 100 000 жителей. Мобильная аудитория такого контента на 83% состоит из женщин, десктопная – на 72%, телевизионная – на 80%. Но в отличие от ТВ, где турецкие сериалы наиболее популярны у людей старше 65 лет, в интернете ядром этой аудитории являются зрители в возрасте 12–24 лет: при просмотре на смартфоне на эту группу приходится 31% зрителей, на компьютере – 30%.

В «Иви» есть турецкий контент и в последние годы его количество растет, сообщил «Ведомостям» представитель видеосервиса. В рамках антипиратского меморандума правообладатели вправе защищать не только собственный контент, но и лицензионный, добавил он: «И «Иви» этим правом пользуется, поскольку это работает на защиту вложенных в закупку контента инвестиций». 

На Wink доступно более 30 турецких сериалов, в топ-5 по просмотрам уже не первый год находится сериал «Постучись в мою дверь», сообщил директор по контенту видеосервиса Александр Косарим.

Турция, как добавляет представитель «Кинопоиска», занимает 4-ю строчку в топ-5 стран, сериалы которых наиболее популярны у россиян: на 1-м месте – Россия, на 2-м – США, на 3-м – Япония, на 5-й позиции – Южная Корея. За счет расширения каталога турецким контентом, по словам Смирновой из Kion, удается удерживать и привлекать новую аудиторию. 

Турецкие сериалы вряд ли помогут видеосервисам существенно увеличить количество подписчиков, такой контент скорее работает на рост показателя time spend (время, которое подписчики проводят на сервисе), говорит управляющий партнер исследовательской компании «ТМТ консалтинг» Елена Крылова. Также, по ее словам, вряд ли турецкие сериалы в полной мере могут заместить контент ушедших из России голливудских студий, поскольку они пока «сильно уступают по качеству».

Крылова напомнила, что и кинопрокатчики, и видеосервисы экспериментировали с показом контента производителей из разных стран – Индии, Южной Кореи, Турции и т. д. «Но Турция оказалась наиболее близка нам по менталитету. Этим главным образом и обусловлен высокий спрос у россиян на сериалы производителей из этой страны», – резюмировала эксперт.