Онлайн-школа «Алгоритмика» ищет инвестора

Активные переговоры edtech-компания в том числе ведет со «Сбером»
Андрей Гордеев / Ведомости

Онлайн-школа «Алгоритмика» ведет переговоры о привлечении инвестора. Об этом «Ведомостям» рассказали три топ-менеджера крупных edtech-компаний. По их данным, наиболее активные переговоры образовательный сервис сейчас ведет со «Сбером», среди обсуждаемых вариантов – покупка контрольной доли в «Алгоритмике» или полное поглощение этого актива.

Представитель «Сбера» отказался от комментариев. Гендиректор и основной владелец «Алгоритмики» Андрей Лобанов сообщил «Ведомостям», что edtech-компания за последний год «общалась про инвестиции со всеми ключевыми игроками на рынке». На вопрос о переговорах со «Сбером» он ответил уклончиво: «Мы ведем разговоры о маркетинговых и продуктовых партнерствах, в том числе и со «Сбером». Если с кем-то мы обсуждаем проекты, не значит, что они нас покупают».

«Алгоритмика» – онлайн-школа программирования и математики для детей от 7 до 17 лет, стоимость одного урока на платформе, как следует из договора оферты, варьируется от 1292 до 2079 руб. По итогам 2022 г. онлайн-школа заняла 15-е место среди российских edtech-компаний по размеру выручки: у «Алгоритмики» показатель вырос к 2021 г. на 39,3% до 1,7 млрд руб., следует из данных исследовательской компании Smart Ranking.

Владельцами ООО «Алгоритмика» (основное юрлицо онлайн-школы), согласно данным «СПАРК-Интерфакса», являются Андрей Лобанов (ему принадлежит 80% edtech-компании) и кипрский холдинг Ruffell Holding Limited (20%). Основной акционер Ruffell, как следует из данных кипрского реестра, также Андрей Лобанов (43,6%). Кроме того, через Ruffell Holding Limited миноритарной долей онлайн-школы (7,88%) владеет холдинг VK (ему также принадлежит 50,06% крупнейшего в России образовательного холдинга в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО) Skillbox Holding Limited, платформа для школьников «Учи.ру» и т. д.).

На актив в 2022 г. претендовал лидер рынка учебной и педагогической литературы – группа компаний «Просвещение» (в состав входит одноименное издательство, а также корпорация «Российский учебник», которая управляет издательствами «Дрофа», «Вентана-Граф» и т. д.). Но, как утверждает топ-менеджер крупной онлайн-школы, акционеры «Просвещения» и владельцы «Алгоритмики» не смогли договориться по условиям сделки.

В случае заключения M&A-сделки «Алгоритмика» станет еще одним образовательным активом в экосистеме «Сбера». Банк уже владеет маркетплейсом образовательных курсов в сегменте ДПО – Edutoria (среди учебных направлений – IT, бизнес, дизайн, английский язык и т. д.), проектом по программированию для взрослых «Школа 21» и корпоративным «Сберуниверситетом». В детском сегменте «Сбер» развивает платформу для дополнительного образования школьников «Сберкласс».

В прошлом году темпы роста edtech-рынка в России замедлились, зафиксировали в Smart Ranking. По итогам 2022 г. совокупная выручка топ-100 edtech-компаний увеличилась на 17,95% до 87 млрд руб., в 2021-м же рост рынка edtech составил 70%. Эксперты ранее объясняли падение темпов роста в том числе геополитической ситуацией и стабилизацией спроса на онлайн-образование после бума пандемийного 2020 года. В первом полугодии 2023 г. edtech-рынок начал восстанавливаться: в январе – июне выручка топ-100 компаний, по данным Smart Ranking, выросла на 35% к аналогичному периоду 2022 г. до 52,4 млрд руб.

Мультипликатор M&A-сделок на edtech-рынке сейчас может варьироваться от двух до пяти годовых выручек, знает руководитель edtech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. Аналитик департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Либин оценивает верхнюю границу в три годовые выручки. Соответственно, текущая стоимость актива, по оценке экспертов, может достигать порядка 3,5–8,5 млрд руб.

«Алгоритмика» – стабильно растущая edtech-компания в востребованном сейчас сегменте IT-образования, знает Царевская-Дякина. «Сбер» уже заявил свой интерес к обучению IT с проектом «Школа 21» и к детскому сегменту edtech-рынка с платформой «Сберкласс», напоминает она: «Поэтому этот актив кажется комплементарным для экосистемы компании».

«Всем крупным экосистемам интересно привлекать детскую аудиторию и растить ее как лояльных потребителей своих продуктов и услуг», – считает директор департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. Поэтому логично, что в рамках конкуренции экосистем «Сбер» сейчас присматривает активы именно в детском сегменте edtech-рынка, резюмирует он.