«Холоп 2» стал вторым самым кассовым российским релизом

Побить рекорд «Чебурашки» в ближайшее время вряд ли удастся, считают эксперты
Yellow, Black & White

Комедия Клима Шипенко «Холоп 2» (в прокате – с 1 января) заработала 3,085 млрд руб., следует из данных ЕАИС государственного Фонда кино на 17.00. мск 14 января. Таким образом, релиз обошел по сборам предыдущую часть и стал вторым в списке самых кассовых российских фильмов.

Первый «Холоп», вышедший 26 декабря 2019 г., три года держал титул самого кассового российского хита, пока не уступил его в 2023 г. «Чебурашке» (6,8 млрд руб.) от той же кинокомпании Yellow, Black and White (YBW). Семейная приключенческая картина Дмитрия Дьяченко не только обошла «Холопа», но и почти в два раза превзошла абсолютного рекордсмена российского кинопроката – фантастический экшн «Аватар» Джеймса Кэмерона, который в 2009 г. собрал 3,5 млрд руб. (данные «Бюллетеня кинопрокатчика»).

За 8 дней праздничного проката фильм Шипенко собрал немногим меньше кассы «Чебурашки» за аналогичный период годом ранее – 2,6 млрд против 2,9 млрд руб. Хотя имел сильного конкурента, которого не было у «Чебурашки», – по итогам новогоднего уик-энда мюзикл компании «Тритэ» «Бременские музыканты» занял второе место с кассой 1,9 млрд руб.

Новогодние рекорды российского кинопроката

Новогодний прокат 2024 г. (с 1 по 8 января) установил два рекорда – как по сборам российского кино (5,5 млрд руб.), так и по совокупной выручке кинотеатров (5,8 млрд руб.). Отчасти рекорд этого года помогла установить возросшая цена на билет. По данным ЕАИС, средний ценник на кинобилет в прошедшие новогодние каникулы составил 392 руб., тогда как в начале января 2023 г. – около 330 руб. По сравнению с прошлогодними праздниками бокс-офис увеличился на 29,6%, а посещаемость кинотеатров за первые восемь дней 2024 г. выросла только на 10,5% до 14,8 млн зрителей.

Но после каникул темпы роста сборов «Холопа 2» в сравнении с «Чебурашкой» существенно замедлились. После первого уик-энда касса прямо зависит от степени готовности аудитории рекомендовать фильм своим друзьям и знакомым – и индекс «сарафана» новой комедии оказался значительно ниже уровня прошлогоднего хита, рассказала «Ведомостям» генеральный директор Wanta Group Мария Щербаль. Если «Чебурашку», по данным исследования Wanta Group, были готовы порекомендовать к просмотру 73% зрителей, то «Холопа 2» – 47%, что также уступает и цифрам первой части (51%). Исследование проводилось в новогодние каникулы методом опроса, в котором приняли участие 1000 респондентов в возрасте 12-55 лет, проживающие в городах-миллионниках.

Еще один фактор, который мешает «Холопу 2» догнать «Чебурашку», – у фильма нет имиджа семейного кино, считает Мария Щербаль. По данным исследований Wanta Group, на него чаще – в 37% случаев – ходят с друзьями. При этом фильм значимо потерял аудиторию в возрастном сегменте 25+ (доля упала с 62% у первой части до 46% у сиквела) и увеличил долю зрителей моложе 24 лет (рост с 38 до 54%). Семейная аудитория 35+ в новогодний уик-энд активнее шла на «Бременских музыкантов» (39%). В то же время благодаря узнаваемой франшизе комедии удалось обогнать «Бременских музыкантов» по общей кассе: 71% посмотревших второго «Холопа» сослались на первый фильм как причину похода в кино на сиквел.

«Омоложение» аудитории сиквела «Холопа» по сравнению с первым фильмом аналитик индустриального издания «Кинобизнес сегодня» Станислав Демиденко связал с дефицитом альтернатив. Кроме того, после ухода больших голливудских релизов молодежь стала реже ходить в кино, добавляет Щербаль. Так, при сопоставимой с 2020 г. посещаемости новогоднего уик-энда доля зрителей, которые ходят в кинотеатр всего раз в год и реже, выросла почти в два раза, а конкретно среди зрителей «Холопа 2» таких было 12% против 6% у первой части, отметила эксперт.

Успех «Чебурашки» вряд ли удастся повторить в ближайшей перспективе, сходятся эксперты. Финальные результаты «Холопа 2» составят, по прогнозам Демиденко, 3,7-3,8 млрд руб. и около 10 млн проданных билетов, что ниже уровня посещаемости первой части – 11,6 млн зрителей.