«Три тысячи лет желаний»: феминистская сказка о джинне из лампы

В кинопрокат выходит новый фильм режиссера «Безумного Макса»

Известный профессор нарратологии Алитея (Тильда Суинтон, известна по фильмам «Выживут только любовники», «Доктор Стрендж») посвятила свою жизнь исследованию мифов и легенд. В своих лекциях она доказывает, что боги, джинны и другие сказочные герои всего лишь выражения человеческих идей и помыслов. Но однажды, прибыв на научную конференцию в Турцию, она случайно вызывает настоящего джинна (Идрис Эльба, известен по фильму «Отряд самоубийц – 2» и сериалу «Лютер») прямо в номере отеля. Волшебный дух предлагает женщине исполнить три ее желания. Но Алитее кажется, что всего на свете она уже добилась. Чтобы пробудить в профессоре жажду жизни и новых открытий, джинн решает рассказать ей свою историю длиной в три тысячи лет.

За плечами австралийского режиссера Джорджа Миллера поразительная и самобытная фильмография. В 1979 г. он дебютировал с кровавым боевиком «Безумный Макс» с Мелом Гибсоном, позднее снял нашумевших «Иствикских ведьм» с Джеком Николсоном, а в 1990-е и 2000-е переключился на фильмы для детей: о поросенке Бейбе («Бейб» и «Бейб: Поросенок в городе») и пингвине Мамбле (анимационная дилогия «Делай ноги»). В 2015 г. Миллер вернулся к истокам и поставил «Безумного Макса: Дорога ярости», который собрал шесть «Оскаров». А теперь автор вновь удивил поклонников «Тремя тысячами лет желаний», вдумчивой и экзотичной историей о женщине и джинне из лампы.

Сценарий «Трех тысяч лет желаний» режиссер написал вместе со своей дочерью Аугустой Гор (это ее первая работа в кино) на основе рассказа британской писательницы Антонии Байетт «Джинн в бутылке из стекла «соловьиный глаз». Фильм состоит из нескольких историй, рассказанных волшебником своей собеседнице, в которых проглядывают мотивы «Тысячи и одной ночи» и Ветхого Завета. Мифы и легенды переворачиваются в обработке сценаристов с ног на голову, образуя необычный коллаж из стилей, сюжетов и смыслов.

Кадр из фильма /Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Но красной нитью через «Три тысячи лет желаний» проходит феминистская тема. Волею судьбы за свою длинную жизнь джинн исполнял мечты исключительно женщин. Покуда развивалась цивилизация, незатейливые желания забеременеть от султана или завоевать любовь принца сменялись куда более глубокими запросами. И вот, в ХХI веке, одной чопорной ученой, не верящей в чудеса, уже совсем ничего не нужно от волшебного духа. Она скромно слушает о приключениях джинна и человеческих трагедиях, свидетелем которых он был. Но душу ее ничто не трогает.

Хотя «Три тысячи лет желаний» и рассказывает о джиннах и волшебниках, фильм Джорджа Миллера совсем не назовешь детским. Наоборот, многие затронутые темы, в частности сексуальных отношений, удивляют своей откровенностью. Картина во многом получилась философской, и, помимо сказочных приключений, герои Суинтон и Эльбы много разговаривают о предназначении человека, месте его во вселенной. «Три тысячи лет желаний» больше похож не на диснеевского «Аладдина», а на другой фильм с Суинтон – «Орландо» по роману Вирджинии Вулф. Он тоже построен на поэтичном путешествии сквозь века в поисках своей идентичности.

Недостатков у нового фильма Джорджа Миллера можно найти много, «Три тысячи лет желаний» получился очень неровным. Своеобразная смесь восточной сказки и феминистской истории о современной женщине местами выглядит эклектично и вычурно. В многочисленных сюжетах и их героях можно потеряться, а замысел режиссера раскрывается далеко не сразу. Некоторые эпизоды сняты удивительно вульгарно и кичево – как, например, с нагими и полными наложницами османского принца. Выглядят такие моменты странно и неуместно в сочетании с общей вдумчивой атмосферой фильма.

Но оригинальность замысла и художественная смелость Миллера увлекают, а сложный сюжет умело обманывает зрительские ожидания. Главным украшением фильма является Тильда Суинтон, которая замечательно справилась с ролью отстраненной и зажатой искусствоведки. Постепенно ее героиня раскрывается с разных сторон. Сначала как травмированная и не ждущая ничего от жизни женщина, прячущаяся от себя и мира в бесчисленных сюжетах книг. Джинн находит к ней подход через ее же профессию – он рассказывает ей истории. Через путешествие длиною в века он помогает ей пробудить в себе чувства и чувственность. Идрис Эльба, конечно, забавно смотрится в образе восточного духа с острыми ушами, но его мягкий голос рассказчика как нельзя кстати подходит тону картины. Мудрый джинн, уставший от человеческой глупости, с интересом и тоской изучает новый мир без волшебства, но с интернетом и телевидением.

«Три тысячи лет желаний» – красивая, несовершенная, но безумно интересная сказка для взрослых. Миллер, отвлекшись от «Безумных Максов», взялся исследовать терапевтический эффект, который оказывают на нас истории, мифы и легенды. Ведь за длинным разговором джинна и профессора скрывается идея о том, что жизнь человека состоит из бесчисленных нарративов и сюжетов. И в конце концов, каждый из нас выбирает для себя свой путь, своих джиннов и богов. Главное, не заковать самого себя в лампу и не ждать, пока кто-нибудь потрет ее и освободит нас.