«Химера»: крестные отцы Петербурга

На видеосервисе «Иви» – новый криминальный триллер от создателей хита «Хрустальный»

Титр успешно нагнетает напряжение: наркотики убивают Россию, «пока идет эта серия, один человек умрет от передозировки». Экранные смерти начинаются уже на третьей минуте, но не от героина, а от пуль. В ночи неизвестные сжигают фуру и хладнокровно расстреливают водителей-дальнобоев. Утром полицейские находят среди сожженных эквадорских бананов пакеты с кокаином. 300 тонн.

«Это начало игры. Первый ход», – прозорливо и хладнокровно заключает хозяин товара, бизнесмен и меценат Евгений Татаринцев (Андрей Смирнов, вор в законе из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», режиссер «Белорусского вокзала»). Бенефициара атаки вычислить несложно. Бизнес пытается отжать ближайший партнер Татарина, драгдилер Рахмонов по кличке Лаваш (Игорь Миркурбанов, колоритный злодей половины русских сериалов – от «Звоните ДиКаприо!» до «Водоворота»).

Пока титаны будут мериться мускулами, их войной воспользуются простые смертные. Идейный опер Коньков (Александр Кузнецов – играл в «Лете» и «Братстве», будет в «Сердце пармы») попытается подловить и Татарина, и Лаваша, чтобы очистить страну от наркотиков. Параллельно на пепелище программист-неудачник Дима с расстройством аутического спектра (Эльдар Калимулин из «Эпидемии») будет строить свою маленькую империю с помощью онлайн-магазина в даркнете. Время действия – осень 2012 г., тогда это было нечто новое. Теневой супермаркет будет называться «Химерой» – в честь Диминой подельницы.

/ Продюсерская компания «Среда»

Этой осенью видеосервис «Иви» громко возвращается с линейкой «ориджиналсов», и «Химера» первая среди новых (все 10 серий вышли 15 сентября). Это сериальный блокбастер от создателей одного из главных хитов прошлого года – триллера «Хрустальный» (выходил на Kion). Как и там, здесь в титрах компания «Среда», сценарист Олег Маловичко и режиссер Душан Глигоров. Схожа и концепция – общественно важная проблема поднимается в жанровой упаковке, пусть и несколько иной. «Химера» ближе к криминальной драме, чем к детективу. Казалось бы, вот он – очередной потенциальный хит. Однако сравнение с «Хрустальным» лишь отчетливее высвечивает все недостатки премьеры.

Ключевые слова – сыро и поверхностно. Те же титры просят не искать сходства с реальными персонажами и событиями, однако в сюжете много знакомого. Только в действительности была не «Химера», а «Гидра». Сценарий основан на резонансном спецпроекте «Ленты» 2019 г. «Россия под наркотиками» – который, впрочем, был неоднозначно встречен в сети за «рекламу» монополиста онлайн-продажи наркотиков. Главреду издания даже пришлось записывать ролик с публичным разоблачением теорий, что журналисты будто бы брали деньги драгдилеров за их раскрутку.

Создатели сериала вряд ли услышат подобные инвективы в свой адрес, потому что происходящее в нем малоправдоподобно. Вопросы начинаются с самого начала. Почему фуру с многомиллионным грузом оказалось так легко захватить? Почему не было прикрытия, вооруженного кортежа – хотя бы одной машины, ну просто на всякий случай? Татарин возглавляет огромную империю, но где зримые проявления его могущества?

Действительно – как назовешь, так и поплывет. Химера из греческой мифологии, можно сказать, наглядно воплощает грех халтуры – монстр-оксюморон, конструктор Lego из зверей: голова льва, тело козы, хвост-змея, еще и огонь изрыгает, как дракон. Так и «Химера» склеена из трех потенциально интересных чудовищ. Линия Татарина (самая цепляющая из всех) – ремейк «Крестного отца» в петербургских декорациях. Глава семьи одряхлел, молодые шакалы зарятся на его барыши, а в Праге пережидает и ждет своего часа, чтобы унаследовать корону, «Майкл Корлеоне» – Татаринцев-младший (Егор Корешков, жених из «Горько!»). Линия Димы – классическая история стартапа с аркой в духе «Во все тяжкие»: лузер приходит к успеху, теряя по пути все человеческое. Наконец, линия Конькова – дайджест скандинавского нуара («Мост», «Убийство» и далее).

Маловичко остается одним из самых профессиональных российских сценаристов – по крайней мере, в первых сериях структура прочная, история постоянно держит в напряжении, но психологическая достоверность стремится к нулю. Актеры регулярно переходят на искусственный язык. Ни одной мало-мальски правдоподобной женщины – кто бьется в истерике, кто на сложных щах «источает» сексапил. Ленивый кастинг – ни Кузнецову, ни Смирнову, ни особенно Лукерье Ильяшенко (содержанка в «Сладкой жизни», тут – криминальная журналистка), в общем, нечего играть. Калимулин и вовсе повторяет свою роль «человека дождя» из «Эпидемии».

Частое пожелание стриминговым сериалам – побольше бы времени. Сценарию – еще бы пару-другую драфтов, съемочной группе – еще съемочных дней, и вышел бы отличный петербургский нуар на века. А так получился скорее любопытный жанровый эксперимент, который гораздо слабее возможностей всех причастных.