Автосалон в Токио проходит под знаком слияний


Открытие на этой неделе 34-го ежегодного автосалона в Токио подается организаторами как начало "эпохи возрождения" в японской автопромышленности. Церемония обставлена помпезно. Гостей ожидают торжественное поднятие официального флага автосалона, поздравительные речи членов кабинета министров, выступление сводного оркестра японской полиции и даже визит императора.

Кроме того, шведская Volvo намерена приобрести долю в 5% акций Mitsubishi Motors и около 20% акций ее подразделения по производству грузовиков. Общая тенденция привлечения иностранного капитала коснулась и поставщиков различных комплектующих для автомобилестроения. Так, Zexel, производитель дизельных насосов, и Naldec, производитель автомобильной электроники, объявили о планах создания альянсов с зарубежными компаниями. В ближайшем будущем возможна активизация поиска иностранных партнеров у японского промышленного гиганта Fuji Heavy Industries, а также у поставщиков комплектующих для Nissan и Mazda.

Несмотря на возвышенный стиль, перемены, которые переживает сейчас японская автоиндустрия, носят вполне прозаический характер. Это обстоятельство обыгрывается и в слогане нынешнего салона - "Взгляд в будущее. С небес на землю".

Все надежды на автомобильное возрождение Страны восходящего солнца связываются не с самой Японией. Фанфары на открытии автосалона будут звучать скорее в честь иностранных инвесторов. Такие известные во всем мире японские компании, как Nissan, Mazda, Mitsubishi и Izusu, уже являются частично собственностью крупнейших западных автопроизводителей.

Глобализация и рост мировой конкуренции, потребность в значительном сокращении издержек, а также плачевное экономическое положение в Японии привели к тому, что практически все японские автопроизводители, за исключением Toyota и Honda, заключили в той или иной форме альянсы с североамериканскими и европейскими конкурентами.

В марте текущего года обремененная тяжестью долгов Nissan продала 36,8% своих акций французскому автогиганту Renault. Американскому Ford принадлежит 33,4% Mazda, и оба гиганта должны на этой неделе обнародовать свои программы масштабной реструктуризации японских предприятий. Еще одна американская компания General Motors - объявит вскоре о своих планах расширения сотрудничества с Isuzu и Suzuki, в которых ей принадлежат 49% и 10% соответственно.

Приобретение пакетов акций иностранных автопроизводителей - довольно распространенная в последнее время практика в секторе автомобилестроения.

Ford приобрел британскую компанию Jaguar и подразделение шведской Volvo по производству легковых автомобилей, BMW принадлежит британская Rover, а Volkswagen владеет целым семейством брэндов - от испанской Seat до чешской Skoda.

Однако для японских автопроизводителей допуск иностранного капитала в их сектор был чрезвычайно болезненным решением из-за сильных древних традиций независимости.

Кроме того, многие японские автогиганты, вынужденные сегодня обратиться за помощью за рубеж, рассматривались ранее как мировые лидеры по объемам и эффективности производства. Но, как показал печальный опыт последних нескольких лет, высокие объемы производства не ведут автоматически к высоким доходам.

Японские автокомпании были слишком сильно ориентированы на внутренний рынок, что дорого обошлось им в период кризиса. Относительно легко отделались только Toyota и Honda, чьи автомобили пользуются повышенным спросом в Северной Америке. Остальным пришлось искать партнеров за рубежом.

Восторг от привлечения иностранного капитала в японский сектор автомобилестроения испытывали, пожалуй, только представители Министерства международной торговли и промышленности Японии. Чиновники были сильно озабочены падением доходов в секторе, в то время как американские и европейские компании увеличивали объем инвестиций в разработку новых технологий. (FT)