Согласится ли Россия реструктурировать долг Лондонскому клубу в евробонды в обмен на частичное списание?


На мой взгляд, этого категорически нельзя делать. Я вообще думаю, что сейчас нам не следует торопиться с этими переговорами. Мы в настоящий момент находимся в очень невыгодном положении. Правильнее было бы продолжать переговоры и не пытаться принять радикальные решения. То есть получить отсрочку еще на полгода, на год, платить по минимуму, потому что все эти проблемы реструктуризации долга нельзя решать по отдельности только с Лондонским клубом, нужно в комплексе определять всю программу управления внешним долгом. А этим должно заниматься то правительство, которое появится после президентских выборов. Тем более когда будет ясно, кто придет к власти и какой будет дальнейшая политика России, разговаривать с кредиторами будет значительно легче.

Евгений Гавриленков

Во-первых, сам факт участия в переговорах министра финансов означает, что компромисс состоит в том, что обязательства Внешэкономбанка будут переложены на плечи правительства. К этому все шло. Но вопрос лишь в условиях переоформления задолженностей конкретного банка в суверенный долг. Оптимальным для России было бы списание большей части долга, не менее 70%, также Россия нуждается в большом льготном периоде (не менее пяти лет), в течение которого основной долг не выплачивается, и нам необходимы низкие процентные ставки по обслуживанию долга, ниже рыночных, с тем чтобы в процессе обслуживания долга на тих условиях можно было добиться дополнительного частичного списания долга. Я считаю, что здесь оптимальным является пятикратное сокращение номинальной суммы долга с $32 млрд где-то до $5 - 6 млрд, тогда можно говорить об успехе в процессе переоформления. Если же схема будет отличаться в худшую сторону, можно будет говорить лишь о том, что решены текущие проблемы в ущерб финансовой ситуации в России в ближайшем будущем. Речь пойдет о том, что мы расчистим 1999 г. и 2000 г., но такую большую "свинью" финансовых обязательств подложим следующему правительству и следующему президенту, что вкупе с резко возрастающими в первые годы следующего века обязательствами по обслуживанию евробондов может обрушить финансовую систему, и дефолт где-то в районе 2003 г. можно будет считать запланированным.

Александр Шохин

Я думаю, что Минфин рано или поздно на это согласится.

Ведь позиция Лондонского клуба, насколько я понимаю, достаточно жесткая. И если нам очень нужно договориться быстро, то придется на это пойти.

Потому что, конечно, России нужно частичное списание, а инвесторам нужно повышение качества долга. Но к перспективам именно этого раунда я отношусь скептически. Существенного продвижения вперед пока что не достигнуто. К тому же по крайней мере инвесторы готовы ждать, они не изъявляют спешки, а если мы ее будем изъявлять, то в итоге платить будем больше. И, наверное, сейчас это все-таки будет сдерживающим моментом.

Сергей Алексашенко

Мы надеемся, что Россия и Лондонский клуб останутся партнерами, что Лондонский клуб пойдет навстречу нашим предложениям или хотя бы рассмотрит их, невзирая на не совсем благоприятную для России внешнеполитическую ситуацию.

Иван Лазарко

Вопрос о евробондах - это, конечно, предмет переговоров, но давайте надеяться на самый благоприятный исход. Что же касается списания долгов, то, я думаю, мы не только можем, но и должны настаивать на списании части долгов, тем более что со многими странами они уже так поступали. Так что у нас есть все основания этого добиваться.

Сергей Егоров

Михаил Касьянов только что сказал, что Россия готова рассматривать вопрос о том, чтобы придать новой реструктурированной бумаге статус, аналогичный евробонду. Иной раз в ходе переговоров допускаются маленькие хитрости, когда приходится, например, назвать шкаф стулом, понимая, что по стоимости это одно и то же, а как предмет выглядит - никого не интересует. Данное заявление свидетельствует об изменении позиции России и желании пойти на компромисс. Для кредиторов принципиально качество остающегося долга. Они не могут тешить себя иллюзиями, что после списания части долга остальное Россия обязательно заплатит.

Поэтому они и настаивали, чтобы данный вид долга был переоформлен в еврооблигации - по этим бумагам до последнего времени еще не было прецедентов дефолта. Думаю, что позиции сторон достаточно близки и можно рассчитывать на достижение договоренности. Но планку в 50% списания долга, думаю, преодолеть не удастся.

Владимир Рашевский

На существенные результаты встречи надеяться не приходится - ситуация вокруг Чечни,,отставка Камдессю, общеполитическая нестабильность в стране и ряд других событий способствовали общей корректировке позиции МВФ к России: сегодня она носит выжидательный характер. Это отношение, безусловно, будет витать и на переговорах с Лондонским клубом, поэтому до саммита ОБСЕ в Турции трудно что-либо прогнозировать.

Михаил Кузовлев