Жажда приключений Allied Domecq


Филип Боуман, по его собственному признанию, любит преодолевать трудности. "Я чувствую себя не в своей тарелке, когда кругом рутина и все идет гладко", - говорит он. В происходивших недавно корпоративных сражениях этот 47-летний австралийский бизнесмен проявил просто фантастическое умение всегда оказываться в центре событий.

Уволенный в 1995 г. с поста финансового директора Coles Myer, крупнейшей в Австралии торговой сети, Филип Боуман подал на компанию в суд и выиграл дело, получив в качестве компенсации и оплаты судебных издержек 1,4 млн австралийских долларов (около $890 000).

В 1998 г. Филип Боуман становится председателем правления лондонского универмага Liberty, где ему пришлось создавать новую административную группу после того, как по решению собрания акционеров было уволено большинство директоров и советников.

В прошлом году он стал финансовым директором группы Allied Domecq, занимающей 2-е место в мире по производству алкогольных напитков, и сразу же оказался втянутым в одну из крупнейших за последние годы в Великобритании корпоративных разборок, когда две компании в течение пяти месяцев вели настоящую борьбу за лицензии и сеть пабов.

Боуман не новичок в алкогольном бизнесе.

Проработав на разных должностях в Иране, Австралии и США, он поступил в 1985 г. на работу в английскую пивоваренную компанию Bass в качестве коммерческого директора одного из недавно образованных отделов. Боуман проработал в Bass на разных должностях 10 лет, был финансовым директором, руководил отделом продаж. Затем дала о себе знать нелюбовь к рутине, а на горизонте замаячила родная Австралия в облике Coles Myer.

Охота к перемене мест обернулась для Боумана множеством неприятностей. На родине не оценили ни управленческие навыки, приобретенные Боуманом в Европе, ни его деловую принципиальность. Он позволил себе поднять вопрос об одной сделке, заключенной в интересах тогдашнего председателя правления и нанесшей компании ущерб в 20 млн австралийских долларов ($12,6 млн).

Боуман был уволен за "злонамеренное неисполнение должностных обязанностей", а вопросы, связанные с сомнительной сделкой, пришлось обсуждать в зале суда. Иск был подан самим Боуманом.

"Я пожалел, конечно, что взялся за эту работу, но если уж ввязался в дело, надо идти до конца. Все мгновенно отвернулись от меня, а во время судебного разбирательства такого уровня никогда не знаешь, что с тобой может произойти. В схватке с крупнейшим работодателем страны с его практически неограниченными ресурсами чувствуешь себя очень одиноко. Многое пришлось подвергнуть переоценке - друзей, взаимоотношения, приоритеты. Опыт, конечно, полезный, однако я никому бы такого не пожелал".

В Британии стремление защищать акционеров и умение принимать жесткие решения пошли ему только на пользу. Когда Боуман вернулся в Британию в 1998 г., председатель правления Allied Domecq сэр Кристофер Хогг предложил ему место финансового директора. Это была позиция с хорошей перспективой: тогдашний генеральный директор Allied Domecq Тони Хейлз, по мнению бизнес-аналитиков, не был руководителем, способным вернуть компании ее былую славу. "Если бы не было перспективы стать во главе, я бы не согласился на эту работу", - говорит Боуман.

Под руководством Хейлза Allied Domecq двигалась в правильном направлении. Множество непрофильных предприятий было продано. Но компания все равно не могла составить должной конкуренции соперникам ни в одном из двух секторов, в которых она по-прежнему активно действовала, - производстве спиртных напитков и управлении сетью пабов. Когда Боуман приступил к своим обязанностям, компания вынуждена была предупредить инвесторов о грядущем снижении прибыли. Нужны были радикальные меры в одном из оставшихся подразделений.

"Момент истины наступил, когда мы посчитали, сколько нужно вложить в сеть пабов, чтобы догнать конкурентов. Совет директоров был не склонен увеличивать инвестиции, так что решение о продаже сети было достаточно естественным".

Уход в отставку Тони Хейлза незадолго до заключения сделки по продаже пабов освободил для Боумана вакансию, к которой он так стремился. Его задачей на ближайшие несколько лет станет увеличение прибыли c "сумасшедших авуаров" группы Allied Domecq, чтобы при любых будущих переменах компания могла действовать с позиции силы.

Частью программы по сокращению расходов стало закрытие в ноябре лондонской штаб-квартиры и перевод всего руководства на базу производства алкоголя в Бристоль.

Одновременно ряд новых товаров находится сейчас на последней стадии запуска, а соглашение, подписанное с южнокорейской дистрибьюторской сетью Jinro, позволило Allied Domecq укрепиться на рынке, занимающем 2-е в мире место по уровню потребления алкоголя на душу населения.

Благодаря Боуману в портфеле брэндов Allied Domecq появились водка и ром. Одновременно раскручиваются маркетинговые кампании четырех старых продуктов компании: виски Ballantine's, джина Beefeater, текилы Sauza и ликера Kahlua.

В отличие от Diageo, крупнейшей в мире группы по производству алкогольной продукции, Allied Domecq не торопится отказываться от небольших местных брэндов, дающих большие продажи, но мало прибыли.

Что касается консолидации, Боуман считает, что она неизбежна при дальнейшем становлении отрасли. "Слияние Grand Metropolitan и Guinness в компанию Diageo принесло ежегодную экономию порядка 300 млн фунтов стерлингов. А это возможность расти и развиваться в течение целого ряда лет".

Досье Филипа Боумана Родился в Мельбурне, Австралия, в 1952 г. Образование: Вестминстерская школа в Лондоне, далее степень по медицине и компьютерам в Пембрук Колледж, Кэмбридж. Никогда не планировал работать практикующим врачом, однако работал в Совете по медицинским исследованиям Великобритании. Создавал программы для компьютерной диагностики, пока недостаток финансирования не заставил его уйти. "Я все время был голодным, а крыша над головой все время протекала".

Начало карьеры: Занялся бизнесом в Великобритании, позже уехал в Иран, где с 1977 г. работал на совместных предприятиях, партнерах Bell и Goodyear.

После революции, сбросившей шаха, уехал в Австралию, работал в дочерней компании торгового дома Anthony Gibbs.

Позже переехал в Калифорнию, где был связан с недвижимостью, затем в Атланту, где занимался созданием розничной цепи. В 1985 г. поступил на работу в Bass.

Рабочая философия: "Трудись изо всех сил, но оставляй время для веселья - если нельзя иногда расслабиться, повеселиться и отдохнуть, лучше с такой работы уйти".

Свободное время: идеальный отпуск - плавание с аквалангом где-нибудь в жарком месте. Любит 20-мильные походы по пересеченной местности, а также оперу.

Будущее: гендиректора Allied Domecq имеют двухгодичные контракты. Структурированный карьерный план отсутствует. Хочет в конце концов вернуться в Австралию и жить на природе.