Каковы перспективы у алюминиевого альянса между "Сибалом" и акционерами "Сибнефти"?


С одной стороны, как мне кажется, правительство желает, чтобы была создана такая крупная структура, которая была бы неким "Газпромом" в алюминиевой промышленности. И подобная координация "Сибирского алюминия" и акционеров "Сибнефти", безусловно, будет способствовать увеличению конкурентоспособности России на мировых рынках. А с другой стороны, монополизация всегда подрывает стремление компаний к самосовершенствованию - получается такая громоздкая структура, которая стагнирует. Каким образом в наших конкретных условиях будет развиваться подобный льянс, просчитать пока сложно. Там все еще слишком много неясностей. Не ясно прежде всего, насколько такое объединение может быть устойчивым. Поскольку внутренние противоречия, которые скорее всего все-таки будут раздирать владельцев, могут оказаться настолько сильны, что эта структура может в любой момент распасться. Поэтому не ясно, насколько "Сибирский алюминий" и акционеры "Сибнефти" готовы пойти не на чисто декларативное, на реальное объединение. Так, чтобы этот альянс предусматривал, скажем, и технологическое сотрудничество, некие внутренние перестройки, совместное развитие сырьевой базы - т. е. те факторы, за счет которых укрупнение приводит к повышению эффективности. Так что будет ли этот альянс прочным и будет ли он работать как единое целое - это еще очень большой вопрос.

Владимир Детинич

На мой взгляд, подобный альянс был, безусловно, необходим, потому что никто в конечном итоге не выигрывает от того, что происходят алюминиевые войны. А в результате намечающегося союза России в целом будет гораздо выгоднее координировать свою стратегию на внешнем рынке хотя бы потому, что все компании, принадлежащие обеим группам, производят около 10% от всего мирового производства алюминия. Что же касается внутреннего российского рынка, то здесь вряд ли можно опасаться того, что монополизация алюминиевой отрасли приведет к резкому росту цен. На внутреннем рынке ситуация, н мой взгляд, не должна серьезно измениться. Поскольку свою продукцию здесь в основном реализует группа "Сибирский алюминий", у которой и до этого не было почти никаких конкурентов.

Светлана Смирнова

Вообще алюминиевую монополию для России в целом я рассматриваю как довольно положительный фактор. В силу того что идет заметное сокращение издержек для самой алюминиевой промышленности, это выгодно. И даже если посмотреть на Запад, можно вспомнить, что и там прокатилась волна алюминиевых слияний. Правда, тогда наблюдался кризис, а теперь идет, на оборот, рост цен, что тем более выигрышно. В данном случае очень позитивным и важным моментом является то, что в результате договоренности между "Сибалом" и акционерами "Сибнефти" Россия сможет проводить скоординированную политику на внешнем рынке, быть более конкурентоспособной.

Обе группы контролируют около 75% российского производства алюминия и, соответственно, порядка 7,5% от общего мирового производства. И возникновение альянса "Сибирского алюминия и акционеров "Сибнефти", вероятно, позволит им довольно эффективно влиять на ценовые уровни.

Александр Агибалов

Вполне естественно, что "Сибирский люминий" и "Сибал" договорились друг с другом. Они - птицы одного полета. И по сути, они ведь воевали даже не между собой, они воевали с бесхозяйственностью, за ту собственность, которую можно приватизировать и более эффективно использовать. На мой взгляд, здесь нет никакого внутреннего противоречия. Наоборот, сам факт того, что люди перешли от информационных войн к договоренностям, к созданию союза, естественно чисто финансового и пусть даже временного, это абсолютно нормально. Люди поделили отрасль.

Но так и происходит в бизнесе: разделение и констатация этого разделения. А потом все становится тихо и спокойно.

Владимир Порошин

Учитывая конъюнктуру цен на мировом рынке, я думаю, что "Сибалу" и акционерам "Сибнефти" сейчас было просто выгодно скоординировать свои действия.

Вопрос совместной деятельности в данном случае - это не просто примирение, это очевидно выигрышная возможность с коммерческой точки зрения. В таких случаях, как правило, деловые люди всегда договариваются. Что же касается воз можной монополизации отрасли, то с точки зрения интегрированности России в мировой рынок это довольно благоприятно, потому как во всем мире сейчас наблюдаются процессы глобализации и такое объединение поможет России успешно конкурировать. Но в том, что касается российского внутреннего рынка, монополизация может усилить опасную тенденцию роста цен. В цветной металлургии она была особенно заметна в последнее время. Эта отрасль - один из лидеров роста цен после девальвации рубля и один из локомотивов возможного обострения инфляции в России. И в этом отношении, я считаю, уже не надо бояться вмешательства госорганов, того же МАП.

Они должны не допустить завышения цен на внутреннем рынке. Возможно, стоит расширить сферу ценовых полномочий госорганов в данном случае по примеру той же самой Америки, где антимонопольное законодательство очень активно используется.

Валерий Миронов