Плохие автомобили уходят в прошлое


Несколько лет назад я понял, что действительно плохие автомобили стали редкостью в современном мире. Комплектующие высочайшего качества, высокоточная сборка (в основном с помощью робототехники) и надежные, долговечные кузова - все эти реалии сегодняшнего автопроизводства привели к тому, что найти действительно плохой автомобиль стало трудно.

Теперь автомобили не гниют, как раньше. Уровень обслуживания повысился до такой степени, что трехлетняя гарантия на автомобиль сегодня стала правилом, а не исключением. В немалой степени этому прогрессу способствовала борьба за права потребителей, развернутая в западных странах.

Volkswagen вряд ли преувеличивает, говоря о "демократизации качества" (в немецком для этого наверняка должен быть особый термин длиной этак в 50 букв). Это словосочетание означает, что, если вы покупаете небольшой простой автомобиль типа VW Lupo стоимостью менее $12 700, вы можете быть уверены, что его качество будет не хуже, чем у роскошного седана Audi S8 стоимостью более $103 000.

Автопроизводители просто не могли не повысить свои стандарты качества в условиях стремительного роста конкуренции на рынке, а современный покупатель хочет, чтобы его машина была безопасной, комфортабельной и надежной.

Контраст между большинством предлагаемых сегодня автомобилей и той рухлядью, которая выставлялась на продажу 20 и более лет назад, впечатляет. Самые плохие машины, которые запали мне в память, производились в 70-х гг. в Восточной Европе. Это Wartburg из ГДР, чешская Skoda, советские "Москвичи" и "Лады", Polski-FIAT и югославский Yugo.

Восточногерманский Wartburg был сделан на основе довоенного NSU, имел трехцилиндровый двухтактовый двигатель и передний привод. По наивности я посчитал, что он будет похож на Saab 96. Но нет. Когда я попробовал войти на нем в крутой поворот, Wartburg повел себя со всей грацией циркового слона, которого учили кататься на роликовых коньках, и напугал меня до смерти.

Тогдашний "Москвич" был примитивным маленьким седаном, дизайн которого разрабатывали советские инженеры, несомненно находившиеся под впечатлением от Opel Kadet 30-х гг.

Лучшее, что мог произвести СССР, - это "Нива". Этот полноприводной автомобиль вел себя на дороге как необузданный и шумный зверь, но по бездорожью пер как танк.

Но самым страшным автомобилем всех времен и народов был Polski-FIAT. После первой мойки оказалось, что машина негерметична: вода попала внутрь в нескольких местах неплотного соединения панелей. После первых 3000 км пробега автомобилю потребовалась замена сцепления, карданного вала и рулевого редуктора. Задняя ось пела, как хор уэльских шахтеров, и тоже требовала замены. Каждые несколько сотен километров ломалась электрика. Руль поворачивался с таким усилием, что пожаловался бы даже водитель многотонного грузовика. Ужас, да и только.

Сегодня все изменилось.

К лучшему.Wartburg и Yugo навсегда остались в прошлом. Заводы Skoda, купленные Volkswagen, выпускают модели Octavia и Fabia, которые не уступают по качеству своим собратьям Audi A3 и новому VW Polo. А на заводе FIAT в Польше сегодня производится модель Seicento, которая настолько же хороша, насколько плох был Polski-FIAT. (FT)