Интернет-нашествие викингов


Если есть в Швеции известный предприниматель, то это Биргерссон. Рядовой швед скорее узнает в лицо именно его, а не директора Volvo или Ericsson. Впрочем, среди многочисленных талантов Биргерссона дар шоумена далеко не главный. 14 апреля стало известно, что на шведском интернет-рынке появится новая компания - Framtidsfabriken Netsolution, которая возникнет в результате слияния Framtidsfabriken и шведской Netsolutions. Основываясь на данных за 1998 г., можно предположить, что суммарный объем продаж новой компании составит $18 млн, а количество сотрудников - 270 человек. Во главе Framtids-fabriken Netsolution - нынешний гендиректор Framtidsfabriken 28-летний Йонас Биргерссон.

Окно со звоном разлетелось, и тысячи осколков усеяли пол прямо перед ошеломленными аналитиками, журналистами и частными инвесторами, которых Йонас Биргерссон пригласил на презентацию своей новой программы под названием Brikks, что в переводе со шведского означает "кирпич".

"Windows ждет та же участь! " - возгласил Биргерссон, очевидно, объявляя наступление своей интернет-компании Framtidsfabriken на позиции Microsoft.

Йонас Биргерссон - основатель двух компаний, лидирующих на шведском рынке информационных технологий, - Framfab (www.framfab.com) и Bredbandsbolaget, обеспечивающей высокоскоростной доступ к Интернету домашних компьютеров.

К мнению Биргерссона прислушивается сам премьер-министр Швеции, а на недавнем форуме в Давосе глава Framfab участвовал в качестве "первопроходца в области информационных технологий" и "мирового лидера завтрашнего дня".

Шведы называют его "обаятельным выскочкой", который, не задумываясь, бросает вызов таким мастодонтам международного IT-рынка, как государственная шведская телекоммуникационная компания Telia.

Сам Биргерссон обосновывает свою уверенность так: "В истории человечества уже произошли аграрная революция и промышленная революция. Теперь настало время интернет-революции! " Он уверен, что "интернетизация" Швеции даст ей возможность занять ключевую позицию в нарождающейся глобальной экономике, однако это станет возможным лишь в том случае, если шведское правительство будет всемерно способствовать созданию инфраструктуры информационных технологий внутри страны, национальной широкополосной сети.

"Швеция - единственная страна в мире, имеющая возможность обогнать США в сфере высоких технологий благодаря своим успехам в области мобильной телефонии. Швеции не удалось бы добиться успехов в этой области, если бы не шведское правительство, которое приняло самое деятельное участие в создании первой сети сотовой связи".

По мысли Биргерссона, сочетание опыта в области мобильной телефонии и интернет-технологий со способностью шведов быстро внедрять достижения науки и технологии создает идеальные предпосылки для превращения Швеции в эдакое объединение Голливуда и Силиконовой Долины.

Энтузиазм Биргерссона весьма заразителен. Один интернетброкер заметил: "Он заражает своей увлеченностью окружающих, так что, послушав его, люди бросаются покупать акции".

Нельзя сказать, что в свои 28 лет Биргерссон не интересуется ничем, кроме информационных технологий. В 14 лет он увлекся изучением международной торговли оружием. Так зародилось его увлечение военной историей, которую он изучал впоследствии в университете и интерес к которой сохранился у него и по сей день.

В 1995 г., на заре шведской IT-революции, Йонас Биргерссон основал компанию под названием "Фабрика будущего", что пошведски звучит Framtidsfabriken.

По его собственному признанию, ему бы и в голову не пришло создавать новую компанию, если бы к его идеям повнимательнее отнеслись в корпорации Telia.

В 1999 г. прибыль Framtidsfabriken составила $460 000. Доходное IT-предприятие - уже само по себе достижение, поэтому Биргерссон с гордостью говорит: "Наше предприятие всегда было прибыльным. За все время нашего существования мы не заняли ни единой кроны! " Всего месяц назад капитализация Framfab составляла $4 млрд.

Последние события на рынке интернет-акций не обошли и Framfab, курс акций которой упал на 44%. Теперь 5,2% -ное участие самого Биргерссона в своей компании оценивается только в 1,2 млрд крон ($138 млн). Кроме этого ему принадлежит некая доля в Bredbandsbolaget, акции которой не торгуются.

В быту Биргерссон отличается спартанскими вкусами. Живет он в небольшой квартирке, своей машины у него нет, и часто ему приходится ночевать в офисе. Он с презрением относится ко всяким там "собственным самолетам" и роскошным автомобилям. В отличие от большинства шведских бизнесменов он поддерживает высокие налоги и дорогостоящую шведскую систему государственного социального обеспечения.

Взгляды и высказывания Биргерссона принесли ему всенародную любовь. Однако, как ни странно, за пределами Швеции он известен мало, и ему часто приходится растапливать лед отчуждения, возникающего по отношению к нему у зарубежных аналитиков и компаний.

Прогнозы Биргерссона о развитии его компаний осторожнооптимистичны. "Если нам удастся не допустить грубых ошибок, если не произойдет никакого переворота в области технологии, нашим конкурентам придется туго" - так сказал Биргерссон, подумал, взвесил все "за" и "против" и объявил о слиянии Framtidsfabriken и Netsolutions. (FT)