Жесткий рынок


Жесткие диски есть в каждом компьютере, и,как бы ни развивалась технология полупроводниковой памяти, винчестер еще долгое время будет оставаться основным носителем данных.

За последний год цены на жесткие диски упали вдвое. Одновременно с этим удвоилась максимальная емкость дисков. В 1995 г. относительная цена мегабайта дискового пространства составляла $0,6. Сейчас эта цифра упала до $0,02. Появились диски, предназначенные для персональных компьютеров, емкость которых превышает 70 Гбайт, например диск Seagate Cheetah 73.

Разумеется, подобные диски не нужны менеджерам для работы в офисе, обычно они обходятся объемами на два порядка меньше.

Не нужны они и крупным корпорациям. Менеджер по маркетингу IBM Максим Серебряный, занимающийся большими системами RS/6000, говорит, что, несмотря на то что компания производит диски объемом 36 Гбайт, производители баз данных рекомендуют из соображения надежности набирать нужную емкость дисками от 9 до 18 Гбайт. Основными потребителями больших хранилищ данных в России являются автоматизированные системы управления предприятиями (ERP-системы), потребность которых крайне редко выходит за пределы 300 Гбайт.

"Я не вижу реальных причин для использования сверхбольших дисков", - говорит Серебряный.

Заполнить такой объем дискового пространства вполне по силам пользователям, активно интересующимся мультимедиа-технологиями. Развитие жестких дисков большого объема подстегивается быстрым ростом технологий цифрового видео и широкополосного доступа в Интернет. К примеру, создатели проектов "Точка Ру" (высокоскоростной доступ в Интернет по обычным телефонным проводам) или "НТВ-Интернет" (загрузка данных из Интернета через спутниковую тарелку) прямо говорят, что их клиенты будут активно скачивать из Сети видео и кинофильмы. Для хранения 30-минутного видеофрагмента хорошего качества в формате MPEG-2 им потребуется 1,8 Гбайт дискового пространства.

Тем не менее сейчас в России, по данным аналитического отдела информационного агентства "Мобиле", наибольшим спросом пользуются диски объемом от 6 до 7 Гбайт. Директор по продажам Asbis Moscow, крупнейшего импортера дисков, Леонид Ураков утверждает, что максимальный объем продаж приходится на диски емкостью 8 - 10 Гбайт. Диски более низкой емкости снимаются с производства, и их просто не хватает, поэтому трудно говорить о реальном спросе на этот сегмент.

Отличается, по словам Уракова, от западного покупателя и средний российский потребитель дисков.

Он более падок на последние технологические новинки, поэтому готов заплатить немного больше за "продвинутые" диски. "В России нет массового рынка, - говорит он, - а нынешние пользователи читают специализированные журналы и знают об устройстве компьютеров гораздо больше западных владельцев компьютеров". Несмотря на то что диски с частотой вращения шпинделя в 7200 об/мин гораздо дороже дисков со скоростью в 5400 об/мин, образованные пользователи делают выбор в сторону более дорогих.

Из расчета как раз на западный массовый рынок компания Quantum выпустила еще менее скоростной диск - 4400 об/мин, который при емкости в 15 Гбайт стоит как 10-гигабайтный диск.

В отличие от западного рынка, перспектив на российском у этой новинки практически нет, считает Леонид Ураков.

Специалист по маркетингу другого крупного импортера жестких дисков - Elko Moscow Ольга Залесская считает, что именно технологическая "продвинутость" вместе с хорошим качеством позволила компании Fujitsu за последнее время сильно увеличить свою долю на рынке, которая, по данным "Мобиле", выросла за последние два года в России с 13% до 57%. Компания заняла место прежнего лидера Western Digital, доля которого сократилась до 3%. "Несмотря на то что Western Digital позиционирует себя в мире как "Мерседес" среди винчестеров, в Россию он поставлял диски плохого качества, чем подпортил себе репутацию", - говорит Залесская. Импортеры отмечают, что эта компания поставляла в нашу страну преимущественно восстановленные диски, которые быстро выходили из строя.

По данным "Мобиле", сейчас на долю дисков объемом свыше 20 Гбайт приходится только 3%.

Тем не менее аналитики IDC предсказывают, что к 2003 г. спрос на диски объемом от 30 до 50 Гбайт возрастет в 38 раз. В ближайшие годы все больше таких дисков будет использоваться не в компьютерах, а в автономных мультимедиаустройствах, например в цифровых видеомагнитофонах. Аналитическая компания Dataquest предполагает, что к 2003 г. число таких нетрадиционных применений возрастет с 1,1% до 11%. Однако для использования в бытовых приборах жесткие диски должны будут стать более надежными и гораздо менее шумными.

Производители дисков уже проинформировали российских импортеров о новом рынке. "Но это будет уже совсем другой рынок, - говорит Леонид Ураков. Вы же не интересуетесь при покупке видеомагнитофона скоростью вращения видеоголовок".

Основными мировыми производителями жестких дисков являются компании Fujitsu, Hitachi, IBM, Maxtor, Quantum, Samsung, Seagate, Toshiba и Western Digital.