Приемлемая цена прогресса


В июле мне довелось неделю поездить на Citroen Saxo First. При стоимости в 5995 фунтов ($9014) это самый дешевый семейный автомобиль на авторынке Великобритании.

Мне показалось весьма поучительным сравнить Citroen Saxo First с моим первым новым автомобилем - Ford Anglia, купленным 50 лет назад, - и на собственном опыте понять, как далеко нас завел прогресс. Я решил начать со сравнения стоимости автомобилей. Anglia, производство которой началось еще до Второй мировой, обошелся мне в 327 фунтов и 10 шиллингов. С тех пор фунт обесценился настолько, что, если бы Saxo First продавался в 1950 г., он стоил бы 297 фунтов. Если же перевести стоимость Anglia на нынешние цены, то получится 6606 фунтов ($9932).

С 50 годами прогресса за спиной Saxo First настолько же далек от Anglia, как современный реактивный Boeing 737 - от поршневого Douglas Dakota. Стеклоочистители Anglia с пневматическим приводом еще как-то работали на холостых оборотах, но во время разгона замирали. Пластмассовая приборная панель, сделанная из синтетической смолы бакелит, с обеих сторон заканчивалась пепельницами, сиденья были обтянуты дешевым кожзаменителем, пол выстлан войлоком. Чтобы завести двигатель зимой, надо было обязательно выжимать сцепление: без этого стартер не мог провернуть коробку переключения скоростей с загустевшим маслом.

Конечно же, в этом автомобиле не было ни печки, ни антизапотевателя. Чтобы получить глоток свежего воздуха, надо было открыть окно. Омыватели стекол, подогрев заднего стекла и ремни безопасности в то время вообще еще не были изобретены. Управлять машиной было не так трудно (благодаря, наверное, маленькой толщине шин), но на поворотах она вела себя немного странно: при увеличении центробежной силы автомобиль начинало сносить к бордюру из-за поперечного расположения передних рессор. Каждые три месяца машину следовало возить на автосервис.

Однажды мы вчетвером - я, жена и мои родители - поехали в выходные на запад, и Anglia отказалась взбираться на холм Порлок-Хилл. Поскольку задняя передача у нее была более мощной, чем первая, я развернул машину и въехал на холм задним ходом! После двух миль подъема (за все время которого нам не встретилась ни одна другая машина) радиатор кипел как чайник на огне.

И все же Anglia подвела меня на дороге по-настоящему всего один раз, когда карданный вал сломался по сварочному шву. Через два с половиной года после того, как я ее купил, наездив 26 000 км, я продал ее; причем, поскольку новых машин тогда выпускалось еще очень мало, мне удалось остаться в плюсе.

Даже по стандартам 1950 г. Anglia была уже устаревшей. Такие автомобили, как Morris Minor и Austin A40, появившиеся в 1948 г. и имевшие независимую переднюю подвеску, были гораздо лучше, но и гораздо дороже.

А вот Citroen Saxo First, хотя и стоит недорого, так же современен, как и дорогие автомобили. Все, чего нет в Saxo First по сравнению с машинами, которые дороже на 30%, - это гидроусилитель руля, электростеклоподъемники и центральный замок. Остальные функции современного небольшого четырехместного семейного автомобиля у Saxo First есть.

Двигатель Saxo First имеет объем всего в 954 куб. см, что позволяет при оборотах в 6000 об/мин получить мощность в 50 л. с. Однако машина отлично едет и при вдвое меньших оборотах. Saxo First прекрасно вписывается в повороты, и единственное, что мне не понравилось, - то, что на малых скоростях маневренность ухудшается, это особенно заметно во время парковки. За городом от этой машины можно легко добиться расхода всего 4,6 л на 100 км.

Если у водителя и пассажира на переднем сиденье не слишком длинные ноги, то сзади вполне могут уместиться еще двое взрослых. А в багажнике с лихвой хватит места, чтобы уместить семейные закупки в супермаркете на неделю.

Обтянутые материей сиденья очень удобны, да и вообще ни внутри, ни снаружи нет ничего, что можно было бы счесть непривлекательным. В стандартную комплектацию входят механизмы регулировки зеркал заднего вида из салона, тахометр, подушка безопасности для водителя и простая в обращении радиомагнитола.

Ну а если вы готовы немного проиграть прогрессу в стоимости, покупайте модель Citroen Desire за 7795 фунтов ($11 715). В ней есть и гидроусилитель, и центральный замок, и электростеклоподъемники. Цена прогресса, как несложно подсчитать, при этом составит 1189 фунтов ($1783). (FT)