Звук звуку рознь


Насколько шумным должен быть автомобиль? По-моему, чем тише, тем лучше. Именно тишина, пусть даже порой и мрачноватая, привлекает меня в электромобилях, которые во всем остальном малопривлекательны. Но, естественно, не все думают так же, как я.

Немецко-американский автогигант Daim-lerChrysler провел недавно в США и Европе исследование, которое показало, что 80% водителей любят слышать свой автомобиль во время езды. На первом месте среди предпочтений "аудиофилов" стоит шум двигателя, на втором - щелканье, потрескиванье или хлопки, сопровождающие включение сигналов поворота (60% опрошенных заявили, что хотят не только видеть, но и слышать, что поворотники включены). Другие звуки, как-то: гудок, скрип тормозов и, что меня, признаться, удивило, шорох шин - большинство опрошенных считают малозначимыми. Я бы поставил издаваемый шинами звук на первое место среди самых отвратительных автомобильных шумов: он воспринимается как слишком резкий, поскольку современные автомобили практически не издают "механических" звуков и обладают отменными аэродинамическими показателями.

В ходе проведенного DaimlerChrysler исследования участники должны были слушать записанные звуки, издаваемые различными двигателями в различных дорожных ситуациях. Исследователи хотели определить, какие звуки понравятся участникам больше всего.

Однако измеренные научными методами и субъективно воспринятые звуки - это не одно и то же. Задача инженеров - сопоставить их и произвести на свет двигатель и подвеску, которые издавали бы звуки, приятные водительскому уху.

На бумаге эта идея выглядит вроде довольно простой. Но основная трудность заключается в том, что водителям автомобилей разных классов будут приятны совершенно разные звуки. Покупатель суперспортивного автомобиля, как мне кажется, почувствует себя обманутым, если двигатель его машины не будет петь, как оперный тенор, на небольших скоростях и не будет реветь, как дикий зверь, когда стрелка тахометра приблизится к красной зоне.

Но подобные звуки будут совершенно неприемлемы для владельца роскошного седана класса люкс вне зависимости от того, сам он сидит за рулем или пользуется услугами шофера. А что любят владельцы Ford Mondeo? Хотят они, чтобы их автомобиль звучал как Ferrari или же как Lexus? Я ничего не имею против звука хорошо отрегулированного мотора, но он может быстро надоесть. Одно дело - если Ferrari проносится мимо вас: музыкальный звук его мощного двигателя, несомненно, ласкает ухо. И совсем другое - если ехать в этом автомобиле по шоссе несколько часов кряду: каким бы музыкальным ни был звук мотора, вы, наверное, предпочтете пересесть в электромобиль.

Но звук шин еще хуже. Он может даже помешать слушать магнитолу, если только вы не увеличите громкость до неприемлемо высокого и даже антисоциального уровня. Существует два разных типа звуков, издаваемых шинами. Первый и менее громкий из них - это звуки, создаваемые воздушными потоками в канавках покрышки. Однако современные компьютерные технологии позволили существенно уменьшить громкость этих звуков и в то же время увеличить сцепление шины с мокрой поверхностью. Водитель и пассажиры практически не слышат этих звуков, если стекла в машине закрыты, а страдают в основном прохожие и люди, живущие в непосредственной близости от автострады (чем больше скорость автомобиля, тем громче эти звуки).

Другой тип - это звуки, издаваемые различными деталями подвески из-за неровностей дороги. Снизить их громкость можно с помощью специальных резиновых прокладок, а также изменив дизайн шин. Однако последний способ не нашел пока широкого применения, поскольку наибольшей популярностью на рынке пользуется низкопрофильная резина, которая, как считается, придает автомобилю спортивный вид. Получается, что для снижения шумов этого типа больше могут сделать строители автодорог, чем инженеры автокомпаний. (FT, 3. 02. 2001)