СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Фактор риска


Часто представление предпринимателей об антимонопольном законодательстве сводится к регулированию деятельности монополий. На самом деле положения законодательства о конкуренции таковы, что большинство субъектов крупного и среднего бизнеса в России в своей повседневной деятельности совершают действия, обязывающие их обращаться в антимонопольные органы. Но большинство российских компаний в силу незнания законов, к примеру, не делают этого и подвергают себя риску.

Чаще всего предприниматели сталкиваются с требованием антимонопольного законодательства, которое относится к приобретению голосующих акций (долей участия) хозяйствующих субъектов. В общих чертах оно сводится к следующему. Лицо обязано получить предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение прав в отношении более чем 20% акций (долей) компании, если суммарная балансовая стоимость активов группы лиц приобретателя и компании, чьи акции (доли) приобретаются, превышает 100 000 МРОТ. 100 000 МРОТ - относительно небольшая сумма, сегодня это 10 млн руб.

Необходимо иметь в виду, что получение предварительного согласия также обязательно при каждом приобретении акций (долей) сверх установленного порога в 20%, т. е. в случае, если компания, например, получила согласие и приобрела 25% акций и намеревается приобрести еще хотя бы одну акцию, она обязана получить еще одно предварительное согласие, как бы парадоксально это ни выглядело.

Законодательное определение понятия "группа лиц" крайне широко: сюда включаются помимо компаний с прямым юридическим контролем в уставном капитале и компаний с косвенным контролем (через третьих лиц) также компании, зависимые друг от друга в силу каких-либо соглашений, родственных связей, субъектного состава исполнительных органов компании и даже просто в силу согласованных действий. В свою очередь пределы суммарной балансовой стоимости (при которой требуется разрешение) невелики. Все это говорит о том, что огромное количество совершаемых сделок с акциями и долями компаний требуют получения предварительного согласия.

При проведении юридических проверок компаний крупного и среднего бизнеса на предмет их соответствия законодательным требованиям (которые являются практической необходимостью для привлечения инвестиций/продажи компаний и т. д.) мы все чаще сталкиваемся с отсутствием антимонопольных разрешений на сделки с акциями и долями. Между тем ответственность за нарушения по получению предварительного согласия установлена в виде штрафа до 5000 МРОТ. Кроме того, сделки, совершенные в нарушение такого порядка, являются оспоримыми, т. е. могут быть признаны судом недействительными по иску антимонопольного органа. Признание недействительной сделки с акциями приводит к цепной реакции. Автоматически становятся недействительными все решения общего собрания компании, которые были приняты в результате голосования приобретенными акциями (долями). Далее, если, например, на этих собраниях принимались решения об одобрении крупных сделок, то такие сделки, в свою очередь, становятся недействительными. Если принималось решение о назначении генерального директора, то все сделки, подписанные генеральным директором, становятся недействительными. Таким образом, требования антимонопольного законодательства следует воспринимать всерьез.

В заключение стоит отметить, что требования антимонопольного законодательства, влияющие на бизнес компаний, далеко не ограничиваются контролем за приобретением акций (долей). Антимонопольное законодательство регулирует и процесс создания и реорганизации юридических лиц и их объединений, и получение в собственность или пользование производственных фондов или нематериальных активов, что составляет основу деятельности любой компании. Поэтому проверка и следование антимонопольным требованиям должны быть неотъемлемой частью процесса структурирования и заключения многих сделок в рамках деятельности каждой компании.

Максим Попов - менеджер Andersen Legal B.V. (Санкт-Петербург), Денис Соседкин - старший юрист Andersen Legal B.V. (Санкт-Петербург)