ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Дозвонитесь до прокурора


В воскресном эфире программы Владимира Познера "Времена" на ОРТ генеральный прокурор Российской Федерации Владимир Устинов публично осудил амнистию 1953 г. То самое "холодное лето 53-го", когда после смерти Сталина на волю было отпущено несколько миллионов человек. Мол, по улицам стало страшно ходить от хлынувших на свободу бандитов. А вы - про суд присяжных...

Видимо, наш генпрокурор полагает, что до 1953 г. - скажем, года этак с 1937-го - по улицам было ходить очень даже безопасно. И жить в ожидании черного "воронка" - тоже безопасно. Вот амнистия все испортила. Конечно, прокуратуре лучше, когда десятки миллионов людей сидят в зонах, миллионы их охраняют, а о качестве уголовно-процессуальной деятельности никто не заботится. Когда государство даже подталкивает прокуроров к выполнению плана по "посадкам". Но, простите, чем тогда прокурор Устинов отличается от прокурора Вышинского? Самое замечательное, что откровенная реплика генпрокурора осталась безо всякого комментария как в самой телепрограмме, так и после нее. Когда некоторое время назад спикеру Госдумы Геннадию Селезневу вздумалось произнести несколько теплых слов в адрес каторги и порекомендовать возродить этот славный институт "перековки" политически неблагонадежных граждан, реакция политиков все же была. Попеняли спикеру: нехорошо, мол, прославлять каторгу. Да и его идейным соратникам большевикам, включая вечного обитателя Мавзолея, царская каторга не слишком нравилась.

На воскресный спич генпрокурора почему-то не отреагировал никто. Судебная реформа вообще никогда не давалась российскому государству. А с такими кадрами, которые руководят прокуратурой сейчас, шансов уж точно нет. Какой там суд присяжных, если генеральный прокурор в открытую заявляет, что сначала надо поднять правовую культуру нации, а потом приступать к реформам. Но как вы поднимете правовую культуру нации, когда в стране до сих пор нет вменяемого Уголовно-процессуального кодекса, а административный произвол пронизывает все поры социальной жизни.

В любой нормальной стране одного этого воскресного заявления Устинова хватило бы для полноценного скандала с непременной отставкой его главного фигуранта. У нас, конечно, могут натравить контрольно-ревизионное управление президента на проверку происхождения генпрокурорской квартиры - но вовсе не для того, чтобы разобраться в проблеме идеологически.

Вообще, президенту, похоже, уже пора "дозвониться до генерального прокурора". Если откровенно неуклюжие атаки прокуратуры на олигархов разных калибров действительно самостоятельная игра, а не политический заказ властей, то высшее прокурорское начальство просто непрофессионально. Если это политический заказ, тогда зачем президенту обманывать публику разговорами о том, что прокуратура совершенно независима и нельзя на нее надавит? В общем, один раз президенту можно применить телефонное право - в отношении генпрокурора. Заслужил.

Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"