Минкато идет своим путем


Генерального директора крупнейшей нефтяной компании Италии ENI радостная новость настигла на высоте 10 000 м. Витторио Минкато летел в Хьюстон, когда на борту реактивного Falcon 900 раздался звонок от Пьетро Каванны, директора по разведке месторождений. Он звонил, чтобы сообщить, что ENI удалось обойти таких гигантов, как ExxonMobil, Royal Dutch/Shell и TotalFinaElf, и стать ведущим оператором Кашаганского нефтяного месторождения на Каспийском шельфе, второго по величине в мире после месторождения Прудхоу-Бей, обнаруженного на Аляске 30 лет назад. По оценкам аналитиков, в разработку Кашагана придется вложить $20 млрд. "Ну вот, - тихо произнес Минкато, - мы сделали это! " Кто-то из присутствовавших откупорил бутылку игристого белого вина просекко, которое делают на родине Витторио Минкато - в области Венето. Однако скромное торжество на борту самолета никак не соответствовало масштабам одержанной Минкато победы.

Всего несколько лет назад ENI производила удручающее впечатление. В то время как крупнейшие корпорации отрасли спешили объединиться, у итальянской компании дела не клеились. Попытки слияния сначала с Elf Aquitaine, а затем с Repsol-YPF окончились неудачей, курс акций неуклонно снижался, а газеты писали, что в итальянском правительстве, которому принадлежит 30% акций ENI, настаивают на отставке Минкато.

Сегодня ситуация выглядит совершенно иначе. В течение вот уже нескольких месяцев генеральный директор ENI весьма убедительно доказывает, что успех на нефтяном рынке никак не зависит от размеров компании. Под руководством тихого интеллигентного Минкато итальянская компания стала стремительно расширять свою долю на мировом рынке нефти и газа, перестроила свою деятельность и начала получать внушительную прибыль. В 2000 г. чистый доход компании увеличился почти вдвое по сравнению с 1999 г., когда он составил $2,6 млрд. За последние 14 месяцев акции компании выросли на 27% и, по мнению специалистов, будут продолжать расти.

Минкато утверждает, что может осуществлять жесткий контроль над расходами даже в том случае, если компания расширяется. Цель, которую поставил перед собой Минкато, - вывести ENI, занимающую сейчас шестое место в мировом рейтинге публичных нефтяных компаний, в пятерку сильнейших.

И, судя по всему, Минкато на верном пути. Сейчас он ловко использует острые разногласия и соперничество между гигантами нефтяного бизнеса. Собственно, именно эта тактика позволила ENI стать единоличным оператором Кашаганского месторождения. ExxonMobil, отчаянно стремившаяся получить контроль над разработкой этого месторождения, теперь вынуждена довольствоваться ролью простого инвестора. Витторио Минкато, настольной книгой которого вот уже много лет остается "Божественная комедия" великого Данте, знает, как удержаться на плаву в бурных волнах нефтяного рынка.

Сам Минкато утверждает, что секрет его успеха кроется в рациональном подходе к решению проблем. В начале 90-х на посту руководителя одного из убыточных тогда подразделений корпорации Минкато в полной мере продемонстрировал, на что он способен. Всего за полтора года он сократил количество предприятий с 39 до девяти и таким образом восстановил рентабельность подразделения. "Это не чудо, - говорит он. - Это всего лишь рациональный подход". Рациональность можно назвать фирменным стилем Минкато. Его офис выглядит более чем скромно. Никаких семейных фотографий, никаких украшений. Единственное, что указывает на его присутствие, - открытый кейс и две-три бумаги, разложенные на письменном столе. "В этой компании я успел поработать на самых разных должностях, - говорит Минкато, утверждая при этом, что в любой момент готов принять новое назначение. - Все, что мне для этого надо, - это собрать мои бумаги". Здесь стоит отметить, что 64-летний Минкато проработал в ENI 44 года, а пост генерального директора компании он занимает с 1998 г.

В 1999 г., когда дела компании шли из рук вон плохо, Минкато неожиданно предложил увеличить добычу нефти и газа на 50% с таким расчетом, чтобы к 2003 г. она составила 1,5 млн баррелей в день. Инвесторы протестовали, однако время показало, что генеральный директор был прав. В марте 2000 г. ENI купила British Borneo - небольшую компанию по разведке и разработке месторождений - всего за $1,16 млрд. Эта покупка стала первым приобретением за всю 47-летнюю историю ENI. В апреле Минкато заключил контракт на сумму $2 млрд о строительстве газопровода по дну Черного моря. В июле генеральный директор отправился в Тегеран, чтобы подписать контракт стоимостью $5 млрд об участии в разработке одного из крупнейших в мире газовых месторождений Южный Парс. И наконец, в конце года Минкато сделал ENI рождественский подарок, купив за $4,6 млрд, точнее, буквально выхватив из-под носа у корпорации Amerada Hess, еще одну британскую компанию по разведке и разработке месторождений - Lasmo. В результате приобретения British Borneo и Lasmo нефтедобыча ENI и впрямь выросла до 1,5 млрд баррелей в день, причем задолго до 2003 г. Получение эксклюзивного права на разработку Кашаганского месторождения стало наиболее значительной победой Минкато. Впрочем, сотрудники ENI предпочитают не раскрывать секрет, как им удалось добиться победы в такой, казалось бы, неравной борьбе. "Бизнес есть бизнес", - тихо говорит Минкато. (WSJ, 28. 02. 2001)