Сохранятся ли высокие темпы роста продаж иномарок?


Производители престижных иномарок констатируют небывалый рост продаж в России. Например, за I квартал этого года Volvo сделала почти половину прошлогоднего плана, а продажи Audi возросли на 40%.

Рост объема продаж дорогих иномарок, безусловно, вызван повышением платежеспособности населения. Нестабильность финансовых рынков и усиливающиеся опасения снижения курсовой стоимости американской валюты заставляют представителей среднего класса искать другие способы сохранения средств. Одним из таких способов наряду с приобретением недвижимости, драгоценностей и предметов коллекционирования является и покупка дорогого автомобиля. Я полагаю, что высокий спрос на автомобили сохранится до лета. Потом вероятен спад объемов продаж, который должен смениться ростом к концу года. Эта тенденция вряд ли обойдет стороной и российских производителей легковых автомобилей. Постоянное повышение отпускных цен на продукцию "АвтоВАЗа" с начала года - лучшее тому подтверждение. В этом году "АвтоВАЗ" планирует увеличить продажи автомобилей на 6%, причем продажи на внутреннем рынке вырастут только на 2,5%. Наблюдающийся рост спроса на автомобили позволяет предположить, что в реальности увеличение продаж "АвтоВАЗа" на внутреннем рынке окажется большим, нежели запланированное. Вполне вероятно, что и ГАЗ, планирующий в этом году снизить производство легковых автомобилей на 20%, пересмотрит свои планы.

Александр Агибалов

Общий объем продаж престижных иномарок в этом году по отношению к предыдущему увеличится, хотя темпы роста будут уже не такими высокими, как в I квартале. Ощутимого улучшения ситуации для российских производителей ожидать не приходится. Темпы роста спроса в этих двух сегментах сейчас никак не коррелируют друг с другом. Кроме того, одна из главных причин улучшения показателей связана с тем, что большая часть продаж новых иномарок вышла из тени. Вполне возможно, что, если сложить продажи официальных и серых дилеров в прошедшие годы, окажется, что в этом году общий объем продаж вырастет не столь существенно, как гласит официальная статистика.

Максим Матвеев

Как показывают цифры фактических продаж за 1999 - 2000 гг., оптимизм иностранных производителей при планировании продаж реальными цифрами впоследствии не подкрепляется. Первые два месяца этого года мы, вполне очевидно, наблюдали реализацию отложенного спроса на новые импортные автомобили. Многие в IV квартале 2000 г. перенесли покупку автомобиля на начало 2001 г. - решение, связанное, к примеру, с ожидаемым снижением таможенных пошлин на ввоз новых иномарок и введением нового Налогового кодекса, которым упраздняется налог на приобретение автотранспортных средств юридическими лицами. Поэтому говорить о каких-то тенденциях можно будет только по итогам полугодия.

Игорь Романов

Рост объемов продаж новых иномарок продолжится, хотя зафиксированные в этом году темпы роста, естественно, снизятся. Причиной тому - изменение структуры российского рынка автомобилей и увеличение платежеспособного спроса в основных секторах рынка, в том числе со стороны корпоративных потребителей. Несомненное влияние оказывает и повысившаяся конкуренция западных автопроизводителей на российском рынке, которая привела к расширению спектра услуг - в том числе кредитных, гарантийных и послегарантийных - и снижению их стоимости. В то же время увеличение продаж иномарок не сможет компенсировать рост емкости российского автомобильного рынка из-за их дороговизны. По-прежнему будут продавать все произведенные отечественные машины, даже если цены на них продолжат подниматься. Следовательно, нашим автомобилестроителям можно даже увеличить объемы производства. Опасность придет с другой стороны - от европейских и азиатских производителей, которые выведут на рынок относительно недорогие и надежные модели классов В и С.

Вячеслав Наумов

Рост продаж можно объяснить повсеместной выплатой премий в I квартале и перераспределением доходов в связи с позитивными ожиданиями роста экономики, а также легализацией крупных доходов в результате введения нового НК. Большую роль сыграло и введение единых таможенных тарифов, существенно удешевивших престижные иномарки, а также ужесточение борьбы с серым импортом. В этом году продажи будут стабильно расти, но, возможно, не так быстро, как в I квартале. Есть предпосылки для роста и остальных секторов автомобильного рынка, а именно рост доходов широких слоев населения и назревшая необходимость обновления парка автомобилей. Но в среднесрочной перспективе потенциал роста отечественных производителей сильно ограничен нехваткой мощностей и техническим отставанием российских заводов. Укрепление рубля будет способствовать увеличению импорта подержанных иномарок, а в долгосрочной перспективе наибольший рост покажут СП по сборке иномарок в России.

Юлия Жданова

Юлия Жданова