British Airways не спешит бороться с алкоголем


На прошлой неделе авиакомпания British Airways объявила о том, что откладывает внедрение системы выборочной проверки летного состава на наличие в организме алкоголя и наркотиков. Нововведение столкнулось с протестом пилотов, утверждающих, что система выборочных проверок неэффективна.

British Airways, крупнейшая в Европе авиакомпания, объявила о программе тестирования летчиков на алкоголь и наркотики в октябре прошлого года. Запуск программы был назначен на первую половину 2001 г. Система выборочной проверки пилотов и экипажа предполагает использование алкогольно-респираторной трубки и анализов крови.

Решение руководства British Airways явилось ответом на серию телевизионных репортажей о замеченных в компании случаях, когда члены экипажей принимали значительное количество спиртного непосредственно перед полетом. Эти нарушения привели к временному отстранению от работы 11 пилотов. Трое из них были уволены, один уволился сам, остальные семеро доказали свою невиновность и вновь приступили к служебным обязанностям.

В среду British Airways объявила о том, что отменяет первоначально намеченные сроки введения программы тестирования и пока не устанавливает новых. Проволочки с внедрением системы начались после того, как против нее выступил крупнейший в Великобритании профсоюз пилотов - British Air Line Pilots Association (BALPA). Он считает, что политика компании в отношении летчиков должна следовать принципу самоконтроля.

По словам руководителей British Airways, внедрение программы тестирования откладывается до тех пор, пока не будут закончены консультации с профсоюзами. Кроме того, компания проводит собственные исследования, изучая принятую в Великобритании практику в отношении персонала, занятого в отраслях повышенной опасности, а также опыт авиаперевозчиков США.

По заявлению British Airways, на сегодняшний день руководство склоняется к некоему гибридному варианту, напоминающему одну из американских систем: предполагается сочетание "вмешательства коллег и той или иной формы тестирующих программ". Политика компании не совпадает с требованиями BALPA, утверждающего, что система выборочных проверок не сделает полеты более безопасными. BALPA требует системы, основанной только на "вмешательстве коллег": пилоты должны сами дать отпор своим товарищам, замеченным в злоупотреблениях. По мнению профсоюза, человек должен иметь шанс реабилитироваться. Многие пилоты воспринимают требование дышать в алкогольно-респираторную трубку как карательное мероприятие.

В США в результате проводящегося с 1995 г. выборочного тестирования 80 000 пилотов пассажирских рейсов было выявлено 80 человек, у которых уровень алкоголя в крови превышал допустимую норму. В то же время метод "вмешательства коллег" помог выявить 550 человек за последние 10 лет. (FT, 11. 04. 2001)