Компьютеры не продаются


В пятницу две крупные международные исследовательские компании - International Data Corporation (IDC) и Gartner Dataquest - сообщили, что мировой объем продаж компьютеров уменьшился на 2%. В прошлый раз такое сокращение случилось в 1986 г.

Обе компании пришли к выводу, что мировой объем продаж компьютеров во II квартале текущего года сократился приблизительно на 2% по сравнению с тем же периодом прошлого года - до 30 млн шт. На американском рынке сокращение было более значительным. Примечательно, что в четверг схожие цифры огласили специалисты крупнейшего производителя компьютеров в мире Dell Computer и одного из его конкурентов - Gateway.

По данным IDC, объем продаж компьютеров во II квартале в США сократился на 8,1% до 10,5 млн шт., в мире - на 2% до 29,8 млн шт. Dataquest дает другие цифры: объем продаж в США сократился на 6,1% до 10,7 млн шт., а в мире - на 1,9% до 30,4 млн шт.

IDC отмечает, что спад на американском рынке не был неожиданным. Замедление темпов роста компьютерного рынка США началось еще в конце прошлого года. "Хотя объем продаж в США продолжает падать, сезонная составляющая все же прослеживается, так что можно надеяться, что самое худшее уже позади", - говорит Роджер Кей, директор одного из отделов IDC.

Осенью эксперты ожидают увеличения продаж компьютеров, которое связывают с появлением в октябре на рынке новой операционной системы Microsoft Windows XP. По прогнозам специалистов Microsoft, объем продаж компьютеров в следующем году практически не изменится, а потом начнет расти.

Если спад в США был закономерным, то сокращение объема продаж компьютеров в Японии стало неожиданностью. Страну восходящего солнца большинство аналитиков считало рынком с высоким потенциалом роста, поскольку количество компьютеров на душу населения в Японии сравнительно невелико. В прошлом году японский рынок компьютеров вырос на 30%, но теперь экономический спад, сокращение инвестиций и потребительских расходов отрицательно повлияли на рынок. По данным IDC, в 2002 г. объем продаж компьютеров в Японии либо не изменится, либо сократится.

В Европе темпы роста объема продаж компьютеров слегка замедлились. Снижение объемов продаж на потребительском рынке было частично компенсировано увеличением закупок со стороны корпораций. (FT, 20. 07. 2001)