Авиаперевозчики обогатят казну США


ВАШИНГТОН - Помогая авиакомпаниям, правительство США не забыло про собственную выгоду. В условиях выделения субсидий и кредитов на общую сумму в $15 млрд есть один пункт, согласно которому правительство получает право на приобретение пакета акций любой авиакомпании, обратившейся за помощью.

Конгресс США в кратчайшие сроки проголосовал за проект выделения финансовой помощи американским авиакомпаниям, пострадавшим от резкого сокращения пассажиропотока после сентябрьских терактов. Компании получат $5 млрд в виде прямых субсидий, что должно покрыть убытки от санкционированного Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) закрытия воздушного пространства над США после терактов. Еще $10 млрд в виде гарантий по кредитам должны помочь компаниям справиться с трудностями в ближайшие несколько месяцев. Взамен компании, обратившиеся за этими гарантиями, должны будут поделиться своими акциями с государством. Самыми вероятными претендентами на получение средств считается America West Holdings, материнская компания America West Airlines. Однако и крупные компании, такие как US Airways Group и Continental Airlines, могут обратиться за помощью. Интересно, что вероятность обращения к правительству UAL (материнской компании United Airlines, чьи самолеты были захвачены террористами) расценивается наблюдателями как не очень высокая. Они также полагают, что такие крупные авиаперевозчики, как AMR (материнская компания American Airlines, самолеты которой также были захвачены 11 сентября), Delta Air Lines и Southwest Airlines, не станут просить гарантий по кредитам. Возможно, они ограничатся получением субсидий из пакета в $5 млрд.

Пока не ясно, воспользуется ли правительство своим правом на приобретение акций авиакомпаний. Но такой пункт условий предоставления помощи считается важным элементом программы, который защищает финансовые позиции правительства и гарантирует, что налогоплательщики выиграют от процветания авиакомпаний в будущем. Конкретные условия договора, включая размеры пакетов акций, еще будут обсуждаться.

У американских властей уже есть опыт прибыльного спасения частных компаний: в 1979 г. подобным образом из финансового болота вытащили автокомпанию Chrysler. Тогда правительство США взамен на право покупки акций автокомпании выделило ей кредиты на общую сумму более $1 млрд. Продав впоследствии свое право, правительство осталось в плюсе, заработав более $300 млн.

Зарезервированное правительством США право приобрести пакеты акций авиакомпаний является еще одним примером радикального изменения политики после терактов. Дело в том, что негативное отношение к владению акциями частных компаний до сих пор являлось одним из принципов политики республиканцев. (WSJ, 9. 10. 2001).

ЕВРОПА НЕ БУДЕТ СПАСАТЬ АВИАЦИЮ.

В отличие от американских властей Еврокомиссия, похоже, не намерена протягивать руку помощи европейским авиакомпаниям, которые тоже испытывают финансовые трудности.

В специальном отчете комиссии, где обсуждается воздействие терактов на европейский авиасектор, говорится, что помощь сектору будет в лучшем случае незначительной. Так что скорее всего ее вообще не будет. Комиссия признает наличие "исключительных обстоятельств", которые согласно законодательству ЕС дают авиакомпаниям право претендовать на помощь правительств своих стран. Однако специалисты комиссии считают, что эти исключительные обстоятельства должны явиться стимулом для начала консолидации в авиасекторе, необходимость которой давно назрела. Только так компании смогут лучше подготовиться к будущим кризисам.

По данным Ассоциации европейских авиакомпаний, сокращение пассажиропотока после терактов в США снизит доходы компаний на 3,7 млрд евро ($3,4 млрд) и приведет к сокращению 20 000 рабочих мест.