Футбольные правила ВТО


Дело в том, что в DSB (орган по урегулированию спорных вопросов ВТО) нет даже понятия процессуального кодекса, и зачастую при оспаривании антидемпинговых санкций применяется не очень прозрачный метод "страны-эталона". Поясним. Допустим, сейчас Россия - член ВТО и оспаривает в DSB антидемпинговые санкции США против нашей черной металлургии. Если в качестве страны-эталона будет выбрана Украина, то санкции будут признаны необоснованными. А если Люксембург, то санкции устоят.

К моменту вступления в ВТО России следует решить для себя сложный вопрос: какая модель регулирования - европейская или американская - устроит нашу экономику. Этот вопрос - одновременно и политический, и экономический, и юридический.

В рамках ВТО столкнулись две модели хозяйственного права - американская и западноевропейская. Первая - предельно либеральна и опирается на свод "вертикальных" отраслевых законов, которые формируют общие правила входа на рынок и нижний предел качества продукции. Все остальное производитель решает сам: какие стандарты применять, декларировать ли качество продукции, какую информацию сообщать покупателям и как маркировать товар.

Западноевропейское хозяйственное право, наоборот, состоит из множества "горизонтальных" законов, регулирующих условия входа на рынок, обязательные процедуры сертификации продукции, различные требования по безопасности, санитарным нормам и т. д. А снизу вся эта конструкция подпирается десятками тысяч обязательных для исполнения стандартов.

Модель хозяйственного права США ориентирует производителей на широкую международную экспансию, примерно так же, как футбольный тренер ставит своей команде задачу беспрерывно атаковать и как можно больше забить. Европейская модель по своей сути оборонительная. Она может ограничить поставки любого нового импортного товара, достаточно придумать "новый стандарт".

От ответа на вопрос, готовы ли мы безоглядно атаковать, играя по правилам американского футбола, или выберем оборонительный вариант европейского, зависит решение многих вопросов в области налоговой, бюджетной и социальной политики. Американская модель подразумевает предельно низкое налогообложение и почти полное отсутствие социальных гарантий. В Западной Европе все наоборот.

Наше хозяйственное право в последнее время явно дрейфует в сторону европейской модели. Это было отчетливо видно в ноябре, когда Госстандарт представил четыре свои законопроекта. Если учесть, что в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (подписано в 1994 г.) предусмотрена возможность создания специального третейского коммерческого арбитража (условия его функционирования сейчас спешно досогласовываются в Брюсселе), то этот подход Госстандарта выглядит вполне объективным. Присоединение к ВТО может длиться годами, а гармонизированные правовые системы создадут хорошую основу для развития взаимного сотрудничества. Ведь создаваемый третейский арбитраж будет иметь то, чего нет в ВТО, - применимое право.

Однако и это вовсе не отменяет существующую проблему - какой модели должно придерживаться право России в рамках ВТО.

Автор - председатель "Деловой России"