Возвращение рычага


В эпоху всеобщей компьютеризации и автоматизации американские водители неожиданно стали возвращаться к давно забытому в Новом Свете искусству ручного переключения передач. Все большее число водителей отказываются от автомобилей с "автоматом". За прошлый год продажи автомобилей с ручной коробкой увеличились на 10%.

"Есть вещи, которыми я так и не смог научиться управлять, но ручная трансмиссия - не из их числа", - с гордостью утверждает Гленн Конзе, программист из Техаса, в прошлом году впервые севший в автомобиль с ручным переключением передач. Речь идет о вполне современной машине, которая не только оснащена электронной системой навигации и автоматической системой противоскольжения, но и реагирует на увеличение скорости, повышая громкость музыки - однако в ней нет привычной для американцев коробки-автомата. Ручное переключение передач - дань вошедшему в моду ретро. Американские автомобилестроители, в том числе Lexus и Infinity, выпускают на североамериканский рынок модели, оснащенные забытой большинством здешних водителей педалью сцепления. Даже большие седаны Cadillac, в которых рычаг переключения передач исчез еще в 50-х гг., теперь снова обзаводятся этим непривычным органом управления.

Отчасти мода на ручную трансмиссию объясняется появлением в США беспроцентного кредитования покупки автомобилей, вызвавшего осенью прошлого года настоящий бум продаж. Ручные механизмы, более дешевые по сравнению с автоматическими, оказались весьма кстати в трудное для отрасли время. Но аналитики отмечают, что и помимо этого фактора сыграл роль интерес к ретро: пожилые покупатели таким образом пытаются вернуть память о юных годах, а тем, кто помоложе, рычаг позволяет воссоздать атмосферу видеоигр, имитирующих автогонки. Оказавшись за рулем, водители очень быстро начинают понимать, почему американские автомобилестроители в свое время отказались от рычагов и педалей - ими, оказывается, не так-то просто манипулировать. Представители учебного центра Safety First Driving School в штате Нью-Джерси, два года назад организовавшие занятия по вождению автомобиля с ручным переключением передач, утверждают, что на освоение "старомодного" механизма у новичка обычно уходит не менее трех уроков. Эликс Сейпот, актриса из Лос-Анджелеса, в прошлом году купившая Ford Explorer, даже после целой серии занятий долго не могла научиться аккуратно парковаться и постоянно врезалась в окружающие машины. "Ремонт будет стоить мне целое состояние", - жалуется она.

Еще пару лет назад массового возвращения "допотопных" механизмов в автомобилестроение трудно было ожидать. В 1950 г. половина продаваемых в США автомобилей оснащалась ручной трансмиссией, но к 2000 г. доля таких машин упала до 8,7%. Спрос на них сокращался, и изготовители переводили целые серии своей продукции на новые, автоматические механизмы переключения передач.

В 2001 г. наступил "рычажный ренессанс": рост продаж американских автомобилей с ручным переключением составил 9,6%. Пока рано говорить о переломе в развитии отрасли, но аналитики полагают, что в 2005 г. 12% продаваемых в США автомобилей будут иметь рычаг переключения передач. В 2003 г. число моделей таких автомобилей достигнет 130. Значительную часть этих моделей составляют молодежные машины - Pontiac Vibe, Ford Focus и Honda Civic Si. Но и Lexus теперь предлагает преуспевающим бизнесменам, пресытившимся комфортом, ручное переключение в своем седане IS 300. А компания Acura, одно время утверждавшая, что не намерена оснащать свои модели ручными коробками передач, также переменила мнение и выпустила рычажную версию купе CL. (WSJ, 22. 02. 2002)