Формула успеха ди Монтедземоло


Когда в жизни компании вслед за серией неудач наступает час победы, руководители ведут себя по-разному. Лука Кордеро ди Монтедземоло, председатель совета директоров Ferrari, в прошлом году всерьез вознамерился уйти в отставку в зените славы, вместо того чтобы наслаждаться триумфом Ferrari на "Формуле-1".

Уверенное лидерство команды Ferrari в этом году всеми уже воспринимается как должное. Два года назад, когда Ferrari, с 1979 г. не выигрывавшая "Формулу-1", наконец добилась победы, ди Монтедземоло стал национальным героем. Успех любимой команды произвел такое впечатление на политика и медиа-магната Сильвио Берлускони, что за неделю до парламентских выборов он даже пытался нанять ди Монтедземоло на работу - в еще не существующий кабинет министров. Выборы Берлускони в самом деле выиграл, но ди Монтедземоло министерским креслом не соблазнился. Одновременно ди Монтедземоло стал корпоративным героем для FIAT - крупнейшей в Италии промышленной группы, контролирующей 90% Ferrari. Параллельно успеху в "Формуле-1" компания получила рекордные прибыли; ее годовой объем продаж впервые достиг круглой цифры - 1 млрд евро ($881 млн). Одним словом, Ferrari подтвердила и укрепила свой имидж культовой компании, на которую FIAT может сделать особую ставку. На фоне проблем, преследующих FIAT в последние годы, прорыв ее "дочки" смотрелся особенно ярко. По итогам III квартала 2001 г. операционные убытки FIAT Auto составили 120 млн евро ($105 млн). В рамках стратегии сокращения долгов компания рассматривает как возможный вариант размещение акций Ferrari на открытом рынке. Ди Монтедземоло признается, что успех был сопряжен с большим стрессом. Весь год его мучили сомнения. "Когда вы выигрываете все, вы в тот же миг рискуете все потерять, - рассуждает он. - [Основатель компании] Энцо Феррари однажды сказал мне: где бы то ни было, а особенно в Италии, люди простят тебе что угодно, кроме успеха". Этот урок ди Монтедземоло запомнил на всю жизнь. И теперь, в 54 года, на вершине славы, он вдруг почувствовал потребность уйти: "Я все равно пытаюсь делать все, что от меня зависит, работаю с остервенением, но иногда чувствую, что это отнимает у меня все силы". Но муки ди Монтедземоло продолжались недолго. Узнав о его намерениях покинуть компанию, за дело взялся Джованни Аньелли, внук и тезка основателя FIAT, с которым у главы Ferrari давно установились теплые отношения. Патриарху и почетному председателю совета директоров FIAT не пришлось долго уговаривать ди Монтедземоло. Но главный аргумент, убедивший его остаться, - это умоляющие письма от сотрудников компании. Письма посыпались на следующий день после того, как стало известно, что Берлускони видит ди Монтедземоло министром промышленности в своем кабинете. Когда ему написали 400 из 2000 сотрудников Ferrari, вопрос решился сам собой. "Это был лучший день за всю мою карьеру", - признается ди Монтедземоло.

При том что по натуре он скорее диссидент, индивидуалист, не желающий сливаться с большинством, ди Монтедземоло - настоящий командный игрок, и это часть секрета его успеха. За годы, проведенные в Ferrari, коллеги не раз убеждались в его безграничной преданности корпоративному делу, о чем бы ни шла речь - о гонках или о производственных операциях Ferrari в секторе спортивных автомобилей. Это придало уверенности и пилоту N 1 команды Ferrari Михаэлю Шумахеру: четырехкратный чемпион "Формулы-1" и один из самых высокооплачиваемых в мире спортсменов подписал контракт с командой Scuderia Ferrari еще на три сезона.

Однако ди Монтедземоло всегда сохраняет осторожность, помня заветы "однофамильца" своей компании. "С успехом нелегко справиться: на неудачах больше учишься, чем на успехах, - объясняет он. - Надо оставаться скромным, потому что за поворотом всегда может подстерегать опасность". Излагая эту сермяжную философию, ди Монтедземоло не боится показаться косным и бескрылым. В его работе есть место поэтическому вдохновению. Каждый новый сотрудник Ferrari получает в подарок от главы компании стихотворение, напечатанное на карточке с лошадью - фамильным логотипом Ferrari. И, как истинный романтик, отвечая на вопрос о секретах успеха, ди Монтедземоло первым делом называет энтузиазм. "Энтузиазм - это та закваска, на которой ваши надежды растут до самых звезд. Энтузиазм светится у вас в глазах, делает пружинистой вашу походку, придает энергии вашему рукопожатию. На энтузиазме основан любой прогресс. Именно так получаются настоящие свершения. А без энтузиазма вместо работы выходят одни отговорки" - вот творческое кредо председателя совета директоров Ferrari.

Но энтузиазм для ди Монтедземоло - лишь отправная точка, первый ингредиент его рецепта. "Это может показаться очевидным, но я вам скажу, что три ключевых элемента, лежащие в основе успеха компании, - это человеческие ресурсы, продукт и клиенты", - объясняет он. В самом деле, продукты компании он подвергает тщательной ревизии. Возглавив компанию в 1993 г., он полностью обновил модельный ряд спортивных автомобилей Ferrari. Огромное количество усилий было потрачено и на внедрение инноваций в розничные модели: например, компания впервые стала ставить коробки передач, используемые в гонках "Формулы-1", на обычные автомобили; впервые применила подход к аэродинамике своих машин по образцу гоночных "Формулы-1", впервые начала делать автомобили из композитного материала, тоже по образцу "Формулы-1". Это немедленно дало результаты: спрос на Ferrari продолжает расти. В Соединенных Штатах на автомобили Ferrari нужно стоять в листе ожидания два с половиной года. "Мы там продали в прошлом году рекордное количество автомобилей - 1220, несмотря на общее замедление экономического роста и события 11 сентября", - рассказывает ди Монтедземоло. В 1993 г. компания продала в общей сложности 2366 автомобилей, в прошлом году - уже 4256. Можно было бы продать гораздо больше, считает ди Монтедземоло: по его словам, он сам решил придержать продажи на уровне 4200 - 4300 в год, чтобы его товар не потерял ореола эксклюзивности. В ближайших планах компании - вдохнуть новую жизнь в Maserati, вернувшуюся к ней пять лет назад: в 1997 г. Ferrari выкупила у FIAT свой старый брэнд. Первым делом "старый новый владелец" закрыл завод Maserati, чтобы через полгода открыть его вновь, подготовив для выпуска новых моделей, под которые соответствующим образом построена и маркетинговая кампания. Первым из новых Maserati в сентябре прошлого года в Европе был пущен в продажу новый кабриолет Spyder. В самое ближайшее время модель выходит на американский рынок - после 11-летнего отсутствия на американском рынке брэнд возвращается в Соединенные Штаты. Огромные средства выделены на рекламную кампанию Maserati, который будет позиционироваться как роскошный брэнд. Игра стоила свеч. В прошлом году Maserati продала 1767 автомобилей (в 1998 г., когда обновленная компания начала работу, было продано всего 626). В нынешнем году руководство планирует продать 3500 единиц Maserati, в 2004 г. - 6000, а в 2006 г. - 10 000.

Что касается второго пункта - человеческих ресурсов, то ди Монтедземоло собирается сделать Ferrari компанией N 1 в мире по "условиям жизни" сотрудников на производстве. Этому будет посвящен нынешний год. Ferrari изготавливает сама буквально все - от двигателей до кожаной обивки салона. Все это производится на заводе в Маранелло - небольшом городке, расположенном в процветающем регионе центральной Италии, между Болоньей и Моденой. "Этим летом все увидят, что мы - самые продвинутые автопроизводители в смысле экологичности, заботы об окружающей среде и внедрения разного рода инноваций в производство. Мы три года тщательно изучали опыт лучших в нашем секторе - Volvo, Porsche, Toyota. Я свято верю, что, если хочешь получить наилучший продукт, тебе нужна наилучшая организация и люди, и людям ты должен обеспечить наилучшие условия работы", - излагает свою программу ди Монтедземоло. Уже готов к работе новый завод по выпуску двигателей, в который вложено 70 млн евро ($62 млн). На обширных заводских территориях роботы последнего поколения и современнейшие автоматизированные устройства мирно соседствуют с лимонными и оливковыми деревьями и небольшими зелеными лужайками. "Некоторые спрашивают меня, зачем это я насадил на территории завода всю эту растительность. Я им отвечаю, что мир внутри завода должен быть не хуже, чем снаружи, - такой же светлый и зеленый", - говорит ди Монтедземоло. Теперь компания собирается вложить еще 45 млн евро ($39,6 млн) в сооружение нового цеха покраски. Ди Монтедземоло смотрит еще дальше. Сегодня Ferrari уверенно движется на своих двух "ногах" (производство спортивных автомобилей и участие в автогонках). К этим профильным направлениям ди Монтедземоло собирается добавить "третью ногу", обратившись к розничной торговле и индустрии развлечений. Если "мама" FIAT решится выпустить "дочку" на открытый рынок, то освободившиеся средства, по его расчетам, пойдут на развитие гоночной деятельности Maserati, а также на сооружение тематических парков самой Ferrari, связанных с гонками и производством автомобилей. У компании миллионы фанатов по всему миру. Ferrari входит в топ-десятку самых узнаваемых в мире брэндов, о чем свидетельствуют многочисленные маркетинговые исследования. Сегодня по ее лицензии выпускается огромное количество товаров с логотипом Ferrari - от наручных часов и футболок до компьютерных игр и карандашей. В этом году ди Монтедземоло рассчитывает заработать 18 млн евро ($15,8 млн) за счет одних роялти. Потенциал использования брэнда еще далеко не исчерпан. В апреле ди Монтедземоло, который недавно вошел в совет директоров группы Pinault-Printemps-Redoute, производящей и продающей предметы роскоши, открыл магазин Ferrari в том же городке Маранелло, где находится его "завод-сад". Подобные магазины он планирует открыть в Нью-Йорке, Гонконге, Токио, Лондоне, Париже, а также в Германии. Несмотря на все свои метания и сомнения, ди Монтедземоло не так-то просто оторвать от сиденья любимого Ferrari. И хотя сам он никогда не признается в этом, возможно, успех Ferrari - не главная забота председателя. Ди Монтедземоло всю жизнь продавал не машины, а итальянский образ жизни. Даже когда Ferrari переживала не лучшие времена на "Формуле-1", культовый автомобиль все равно был самым популярным на трассе. То, что ди Монтедземоло удавалось продавать имидж Ferrari даже в трудные времена, - самый большой его успех. (FT, 11. 04. 2002)