Франшиза для начальника


Менеджерам среднего и даже высшего звена в Соединенных Штатах в последнее время приходится пробовать себя в новой роли - главы франчайзингового предприятия. Предложение только на первый взгляд непривлекательное. Бизнес франчайзи сложно назвать очень творческим: ведь он не придумывает собственного продукта или услуги, а просто покупает технологию и товарный знак. Однако именно здесь могут как нельзя лучше пригодиться навыки и опыт управленцев, попавших под сокращение. Некоторым франшиза принесла успех, которого они не могли добиться, занимая высокий пост.

Когда Карен Бринкер работала директором по маркетингу в корпорации Playtex, у нее в подчинении были сплошь выпускники Гарварда, да еще с дипломами MBA. В команде франчайзингового предприятия AlfaGraphics, которое она открыла, поначалу было всего три сотрудника, которым она платила $8 - 10 в час. "Надо совершенно поменять установки, чтобы общаться с этими людьми, набирать их на работу, обучать", - признается Бринкер. Уйти с должности наемного руководителя Бринкер решила задолго до нынешнего кризиса, в 1989 г. Несмотря на полное отсутствие опыта в области издательского бизнеса как у самой Бринкер, так и у троих ее подчиненных, предприятие уже через два года достигло объема продаж $1 млн. "Когда я начала этим заниматься, мне исполнилось 45. Жаль, что лет 20 назад я не нашла в себе такой смелости", - говорит Бринкер. По ее мнению, успех ей принесли связи с местным бизнес-сообществом и маркетинговый опыт, накопленные за время работы в Playtex.

В сети AlfaGraphics, штаб-квартира которой находится в Солт-Лейк-Сити, 326 франшиз в 20 странах, говорит Кейт Джерсон, вице-президент компании. 92% этих предприятий руководят бывшие менеджеры, в том числе и высшего звена. Наплыв кандидатов особенно увеличился с 2001 г., когда компании повсеместно стали сокращать штат менеджеров. По словам Джерсон, бывшие топ-менеджеры, как правило, становятся хорошими руководителями франчайзинговых компаний: они образованны, имеют четкое представление о корпоративной структуре, умеют руководить людьми. Однако не все бывшие боссы подходят для такой работы. AlfaGraphics отвергает примерно четверть достаточно высокопоставленных аппликантов. Первоначальный взнос франчайзи - $125 000. Кроме того, начинающий предприниматель должен доказать свою способность привлечь кредит на $220 000 - 375 000 за аренду, оборудование и проч. Все это требует некоторых навыков в области продаж и маркетинга. Другая причина, по которой кандидаты отсеиваются, скорее психологическая. Некоторые бывшие начальники не готовы работать засучив рукава, выполняя на первых порах далеко не только директорские функции. Дик Моран, занимавший одну из высших должностей в Rockwell International, в 1994 г. открыл франшизу AlfaGraphics в Чикаго. Ему пришлось обивать пороги банков и юридических фирм в округе, чтобы убедить их заключить контракт с AlfaGraphics. "Я работал по 70 - 80 часов в неделю и порой буквально ползал на коленках, собирая скрепки с ковра. Все делал сам. Родственники и друзья думали, я сумасшедший, что променял хлебное место в корпорации на эту каторгу", - вспоминает Моран. Каторжный труд дал свои плоды: сейчас Моран зарабатывает гораздо больше, чем в свое время в Rockwell. (WSJ)