ЭКОНОМИКА: Рост, да не тот


В последнее время немало говорится о том, что российская экономика растет неправильно. К сожалению, подобные опасения вполне обоснованны.

Тенденция оживления производства, наметившаяся в начале лета, получила дальнейшее развитие в III квартале. Среднемесячный темп прироста ВВП в июле - сентябре составил 0,6% с учетом сезонного фактора. Промышленность в III квартале росла в среднем на 0,4% в месяц, что контрастирует с вялотекущей стагнацией II квартала (рост на 0,1% в месяц). По интенсивности это близко к предшествующим "волнам подъема" (декабрь 1999 г. - август 2000 г., февраль - август 2001 г.).

Однако качество сегодняшнего роста вызывает большие сомнения. Анализ структуры подъема не дает оснований для однозначно позитивных оценок.

По большому счету, промышленный рост сконцентрирован в узкой группе экспортоориентированных сырьевых отраслей, где он продолжителен и устойчив. В конечных отраслях расширение производства, напротив, весьма нестабильно и сопровождается усилением дифференциации экономического положения различных сегментов перерабатывающей промышленности.

Данный вывод подтверждается анализом вкладов отдельных отраслей в прирост промышленной продукции. В III квартале почти две трети прироста промышленного выпуска пришлось на экспортоориентированные отрасли (топливная, химическая и нефтехимическая, лесобумажная промышленность). Вклад конечных отраслей - менее четверти прироста промышленного производства. Налицо закрепление структурного сдвига в пользу сырьевых отраслей, наметившегося еще в первом полугодии.

Таким образом, высокие темпы экономической динамики маскируют важный качественный поворот, происходящий в российской экономике, - переход от сложившейся в 2000 - 2001 гг. модели внутреннеориентированного роста к модели экспортоориентированного роста, опирающейся на сырьевые отрасли.

Откат к прежней (докризисной) модели развития экономики проявляется и в изменении основных пропорций воспроизводства. Так, сближаются темпы прироста внутреннего спроса и экспорта (по итогам года динамика физического объема экспорта может даже опередить расширение внутреннего спроса). При этом рост импорта ускоряется по отношению к внутреннему спросу. Соответственно, рост производства товаров в отношении к спросу замедляется.

Эти тенденции ясно свидетельствуют о снижении роли внутреннего спроса как источника экономического роста и о возрастании роли экспорта. По расчетам, в целом в 2002 г. в структуре формирования конечного спроса на отечественные товары вклад внутренних факторов экономического роста снизится с 67% (2001 г.) до 47% - минимального за последние годы уровня. Главная причина - в экспансии импорта, динамика которого в текущем году примерно вдвое превышает темпы прироста внутреннего спроса.

Аналогичным образом складывается и структура прироста производства товаров. Вклад экспортоориентированных сырьевых отраслей увеличивается с 24 - 27% в 2000 - 2001 гг. до 43% в 2002 г., а конечных отраслей - падает с 49 - 50% в 2000 - 2001 гг. до 37%.

Происходящий сейчас переход от внутреннеориентированной к экспортоориентированной модели развития характеризуется тем, что единый кругооборот доходов и товаров, охватывающий производство, образование и распределение доходов и формирование конечного спроса, распадается на два "разбегающихся" контура: 1) рост доходов и внутреннего конечного спроса, балансируемый импортом; 2) рост экспорта, балансируемый производством сырьевых товаров.

Пока равновесие между этими контурами поддерживается благодаря действию ряда компенсирующих факторов: благоприятной мировой конъюнктуры, обеспечивающей расширение сырьевого экспорта и приток экспортных доходов; сокращения чистого оттока капитала, вызванного, в частности, укреплением рубля; расширения банковских кредитов, замещающих недостаток собственных оборотных средств и компенсирующих повышение издержек; роста реальной заработной платы, поддерживающего динамику реальных доходов и потребления населения (однако усиливающийся разрыв между зарплатой и производительностью труда сопровождается увеличением производственных издержек и снижением конкурентоспособности).

В результате ситуация, складывающаяся в российской экономике, становится все более противоречивой и неустойчивой. Усиливается зависимость экономического развития от мировой конъюнктуры. В случае ее ухудшения (падения нефтяных цен до $16 - 18 за баррель) высока вероятность нового спада производства. При сохранении относительно благоприятной конъюнктуры будет наблюдаться затухание экономического роста до уровня 2 - 3% в год.

Угроза постепенного снижения темпов роста в рамках экспортоориентированной модели развития уже не окажет серьезного влияния на результаты текущего года (годовой рост ВВП, по нашей оценке, составит 4,1 - 4,3%). Однако в среднесрочной перспективе это весьма опасная тенденция, втягивающая экономику в бег по кругу: "девальвация - рост производства - расширение доходов - рост импорта - замедление экономического роста - девальвация".

Автор - руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)