Освобождение от проводов


Я пишу эту статью, испытывая необычное чувство свободы. Воспользовавшись хорошей погодой, я покинул свой нью-йоркский офис и с ноутбуком пошел в соседний парк. Причина моего энтузиазма проста: здесь, в тени дубравы, подключение к Интернету оказалось столь же быстрым, как и в офисе, но при этом не требовало проводов!

Описанный выход в Сеть бесплатен: я являюсь абонентом службы широкополосного доступа, организованной местным оператором связи Verizon Communications. Не так давно эта компания развернула свою беспроводную сеть стандарта Wi-Fi на базе 150 уличных телефонных будок. К концу года Verizon планирует довести число городских точек доступа (хот-спотов) до 1000. В результате Манхэттен должен превратиться в настоящий беспроводной телекоммуникационный центр.

У пользователей имеется выбор - Интернет через Wi-Fi сейчас доступен в кафе при магазинах Starbucks, а также в 525 отелях и в 12 аэропортах, охваченных сетью Wayport.

Аналогичный сервис появился и в Великобритании. В пабе "Олд-Манк" на лондонской Леман-стрит, а также примерно в 200 других подобных заведениях по всей стране посетители уже могут пользоваться связью Wi-Fi. Компания The Cloud, оператор этой беспроводной сети, в нынешнем году намерена оснастить средствами Wi-Fi 3000 британских пабов.

Следует упомянуть и об услугах Wi-Fi для авиапассажиров в воздухе - British Airways и Lufthansa уже в течение нескольких месяцев тестируют этот новый сервис.

По оценке аналитиков из исследовательской компании Forward Concepts, только в США к концу 2003 г. будет функционировать 46 000 хот-спотов Wi-Fi. "По всей стране распространяется беспроводная лихорадка, - говорит Уилл Стросс, президент Forward Concepts. - Каждый хочет оснаститься своей точкой доступа".

Стоимость базового оборудования для подключения пользователя к сети Wi-Fi невелика - порядка $300. В комплект входят маршрутизатор, служащий для соединения с широкополосным модемом, и карточка-адаптер, вставляемая в разъем мобильного компьютера. Оборудование стандарта Wi-Fi (называемого также 802. 11) поставляют такие компании, как Linksys, D-Link и Netgear. Для компьютеров Macintosh корпорация Apple предлагает собственные средства Wi-Fi, получившие название Airport. Аналогичные функции встроены и в новый комплект микросхем Centrino, выпущенный в январе корпорацией Intel.

Правда, пока неясно, готовы ли потребители платить за предоставляемые таким образом возможности. Нынешний бум Wi-Fi во многом напоминает расцвет Интернета в 1990-х, когда каждая компания надеялась перенести свой бизнес в Сеть. Появление новой технологии порождает иллюзию, что нетрадиционный дешевый канал автоматически подхлестнет бизнес. При этом многие не уделяют внимания стратегии по поддержанию новой службы и соответствующим механизмам извлечения прибыли. Между тем поддержание широкополосного канала к точке доступа стоит немало - многие операторы Wi-Fi платят местным операторам телефонных сетей по $1000 - 1500 в месяц за аренду инфраструктуры. "Вернуть эти деньги непросто, - замечает Стросс. - Если вы назначите абонентам плату за сеанс связи на уровне $10, то вам придется приложить серьезные усилия, чтобы привлечь достаточное число клиентов".

В этих условиях огромное изначальное преимущество получают операторы связи, уже имеющие высокоскоростные сети. Кроме того, встает вопрос о месте размещения хот-спотов. Verizon может оснащать ими собственные телефонные будки, в то время как компании вроде T-Mobile USA, охватывающей своей сетью магазины Starbucks, вынуждены делить прибыли с партнерами. (FT, 3. 06. 2003, Александр Сафин)