Футбольная сделка


Для миллионов футбольных фанатов Дэвид Бэкхем - супермен. А для руководства клуба Manchester United он одна из крупнейших звезд на спортивном небосклоне. Правда, звезда падающая - если оценивать ее рыночную ценность.

Сообщение о том, что Manchester United ведет переговоры о продаже Бэкхема (в качестве претендентов на покупку называют Real и Barcelona, а речь идет о цифре в $50 млн) , вызвало волну народного негодования. Однако с точки зрения бизнеса такое решение представляется вполне разумным.

Сегодня Бэкхем - самый известный игрок клуба. После прошлогоднего чемпионата мира в Южной Корее и Японии образ футболиста появляется в рекламе самых разнообразных товаров. Деятельность на ниве рекламы приносит Бэкхему более $16,7 млн в год. Один только контракт Бэкхема с Adidas оценивается приблизительно в $5 млн.

Конечно, по сравнению с рекламными доходами американских спортсменов это немного. Например, звезда американского баскетбола ЛеБрон Джеймс заключил контракт с Nike сроком на семь лет - и на $90 млн.

Тем не менее руководство Manchester United полагает, что рыночная стоимость Бэкхема быстро снижается. По закону ЕС, который определяет порядок перехода футболистов из клуба в клуб, по истечении контракта игрок имеет полное право уйти - и тогда денег за него клуб не получает. Таким образом, когда через два года срок контракта Бэкхема с Manchester United истечет, рыночная стоимость прославленного футболиста упадет с $50 млн до нуля.

Продажа Бэкхема не сильно ударит по Manchester United. Конечно, клуб не сможет больше продавать столько же футболок с именем футболиста, однако продажа футболок - одна из статей контракта, который Manchester United заключил с компанией Nike сроком на 13 лет. По условиям контракта клуб получает по $33,5 млн в год - независимо от количества проданных футболок.

С другой стороны, билеты на матчи с участием Manchester United на стадионе Old Trafford, который принадлежит этому клубу, всегда распродаются на ура. Существует даже "список ожидания" для желающих купить сезонный билет. И это дает основания надеяться, что сборы от матчей вряд ли сократятся, даже если Manchester United останется без Бэкхема.

Тем не менее клуб рискует потерять некоторое число болельщиков за пределами Европы. По оценкам компании по брэндинг-консалтингу FutureBrand, 30% футбольных фанатов за пределами европейского континента болеют за тот или иной клуб, потому что испытывают острую привязанность к отдельным игрокам.

"Если Бэкхем уйдет, то число болельщиков Manchester United в мире может сократиться", - считает Саманта Макколам, консультант по брэндингу в FutureBrand.

Если болельщиков станет меньше, то сократится и число телезрителей, которые за пределами Соединенного Королевства следят за матчами Manchester United. При этом, если учесть, что со временем Manchester United надеется получить право единолично продавать права на трансляцию своих матчей за пределами Европы, то подобный эффект от продажи Бэкхема крайне нежелателен.

А вот испанские клубы ведут переговоры об условиях, на которых их права на трансляцию матчей будут продаваться за пределами Европы, и о возможности продавать их самостоятельно. А потому приобретение Бэкхема может сыграть для них огромную роль. (WSJ, 13. 06. 2003, Мария Гречанинова)