Маркетинговый подлог


АТЛАНТА - Корпорация Coca-Cola признала, что некоторые из ее сотрудников использовали недозволенные методы, чтобы улучшить результаты маркетинговых исследований и расширить бизнес с одним из основных клиентов компании - корпорацией Burger King.

Аудиторская комиссия Coca-Cola заявила, что внешнее расследование, которое в течение шести недель проводили юридическая компания Gibson, Dunn & Crutcher и аудиторы из Deloitte & Touche, подтвердило обоснованность некоторых обвинений, выдвинутых против компании одним из ее бывших топ-менеджеров. Выводы комиссии стали для Coca-Cola настоящим ударом. Именно сейчас проблема корпоративной этики привлекает к себе пристальное внимание инвесторов и регулирующих органов.

Мэттью Уайтли, бывший финансовый директор в подразделении Coca-Cola по торговле разливными напитками, подал в мае иск в суд Атланты. Уайтли утверждает, что в компании осуществлялись бухгалтерские махинации на сумму более $2 млрд. Однако в Coca-Cola утверждают, что расследование не выявило доказательств того, что махинации проводились в размерах, указанных истцом.

В своем исковом заявлении Уайтли цитирует внутренний меморандум Coca-Cola, согласно которому в марте 2000 г. кто-то из руководства компании выплатил внешнему консультанту из Ричмонда $10 000. Эти деньги пошли на покупку в ресторанах Burger King той еды, с которой выдавались бесплатные купоны на порцию газировки Frozen Coke. Это было сделано для того, чтобы проверить, не следует ли продавать напиток в большем числе точек Burger King.

В своем заявлении Coca-Cola, не вдаваясь в детали, утверждает, что "сотрудники из подразделения разливных напитков, работавшие с Burger King, недозволенным образом повлияли на результаты маркетинговых исследований" в Ричмонде. Хотя, говорится в заявлении, в то время как проводились исследования, Frozen Coke и так уже продавалась в более чем 75% закусочных Burger King.

"Мы огорчены выводами аудиторской комиссии", - заявил генеральный директор Burger King Брэд Блум. Действия сотрудников Coca-Cola он назвал "недопустимыми". "Мы требуем соблюдения самых высоких этических правил и честности в отношениях с нашими партнерами. Мы не потерпим никакого нарушения этих правил", - добавил Блум.

В Coca-Cola сообщили, что во вторник представители руководства компании уже общались с представителями Burger King, а президент и директор по производству Coca-Cola Стивен Хейер направил Блуму письмо с извинениями.

"Эти действия были опрометчивыми и не соответствующими ценностям корпорации Coca-Cola. Наши отношения с Burger King и вообще со всеми нашими клиентами являются для нас предметом первостепенной важности и должны строиться на основе предельной честности", - говорится в письме.

Уайтли, работавший в Coca-Cola с 1992 г. , утверждает, что в марте этого года его необоснованно уволили из компании после того, как он попытался привлечь внимание руководства компании к нарушениям, ныне изложенным в его иске. В Coca-Cola же говорят, что Уайтли лишился места из-за реструктуризации компании и никакой связи с его обвинениями тут нет.

В Coca-Cola также утверждают, что аудиторская комиссия начала внешнее расследование вскоре после того, как получили письмо от адвоката Уайтли Марка Гарбера, датированное 28 апреля. Адвокат сообщал, что его клиент подаст на компанию в суд, если она не выплатит ему $44,4 млн в течение недели. В Coca-Cola принять это предложение отказались. (WSJ, 18. 06. 2003, Мария Гречанинова)