Последствия рок-н-ролла


Mogwai - умный и влиятельный шотландский квинтет, вот уже несколько лет преимущественно молча играющий музыку под названием «пост-рок». В Москве, как оказалось, он пользуется значительной популярностью.

Пост-рок - это музыкальный субжанр, развившийся на западной сцене во второй половине 90-х гг. Под пост-роком обычно понимают неторопливую инструментальную гитарную музыку, активно использующую приемы старого минимализма и новой электроники. Основные города - сеятели пост-рока - это Чикаго, Монреаль и как раз Глазго, где в 1996 г. зародился Mogwai. В московских ночных клубах, где перебывала уже добрая треть самых актуальных музыкантов мира, представители пост-рока по-прежнему в некоторую диковинку. (Отчасти к ним можно отнести игравших в клубе «Б2» Friends Of Dean Martinez и Mouse On Mars, но лишь отчасти. ) Mogwai выступали в пабе «Шестнадцать тонн», славящемся своими недурными воззрениями на привозную музыку (здесь играли The Residents, Stereolab, Марк Рибо и др. ) и скромными вместительными возможностями.

Смысл московского концерта Mogwai состоял в протяжном переходе от камерного пощипывания струн к совершенно стадионному гитарному вою и рыку. Из рук в руки переходил бас, и три гитариста демонстрировали все, на что в 2003 г. осталась способна музыка, когда-то называвшаяся рок-н-роллом. Каждая из гитар то бесконечно долго тянула одну тревожную ноту в сопровождении монотонной барабанной дроби, то воссоздавала яростно трепещущую стену звука вполне по заветам группы The Velvet Underground, то рассекала воздух тяжелыми блюзовыми риффами в духе шестидесятых годов.

В сущности, это был очень хороший, красивый и громкий концерт, лишь обстоятельства, при которых он разворачивался, оставляли желать многократно лучшего. Зал положительно не вмещал всех желающих: о том, чтобы просто увидеть группу на сцене, не могло быть и речи, и приходилось смотреть в прямо противоположную сторону, где размещался видеоэкран, под которым ужинали какие-то дамы. Примечательно также то, что доброй половине собравшихся музыка Mogwai, судя по наблюдениям, не нужна была вовсе: по крайней мере во время тихих интро, когда гитаристы едва касались струн, в зале стоял совершенно невыносимый треп и гул. Впрочем, уже через пару минут музыканты с видимым удовольствием перекрывали его, выжимая из своих инструментов совершенно экстатическую мощь, подкрепляемую вспышками чистого белого света.