Слишком много роскоши


Автомобилестроительные концерны, увлекшись модой на производство автомобилей класса люкс, предлагают состоятельным покупателям все больше и больше сверхдорогих моделей. Десять лет назад мысль, например, о "люксовом внедорожнике" могла показаться по меньшей мере странной, а сегодня такие машины уже вовсю конкурируют друг с другом. Однако аналитики уже поговаривают о том, что, переполнившись, ограниченный рынок эксклюзивных автомобилей может попросту лопнуть.

Что еще не так давно мог приобрести покупатель, желающий стать обладателем автомобиля класса люкс? Выбор разнообразием не отличался: солидный седан или спортивное авто - вот и все. Однако в наши дни, после впечатляющего успеха дорогих внедорожников вроде BMW X5, в верхнем ценовом сегменте рынка возник невиданный ажиотаж. Теперь практически в любом классе есть свой элитный автомобиль. Вот и на недавнем Франкфуртском автосалоне перед посетителями развернулось целое дефиле компактов, кабриолетов, внедорожников, купе и универсалов, созданных в расчете только на самого состоятельного клиента.

Настоящим сюрпризом стала новинка от Jaguar - автомобиль с кузовом "универсал". До сих пор компания выпускала стремительные, обтекаемые спортивные автомобили, мало напоминающие ее нынешнее угловатое детище. Подобно своим родственникам-седанам, Jaguar-универсал снабжен V-образным шестицилиндровым двигателем, позволяющим стремительно покидать парковку у супермаркета, забив до отказа багажное отделение объемом в полтора кубометра и при необходимости закрепив часть покупок на багажнике на крыше - привычные Jaguar последних двух преимуществ лишены начисто.

Марк Филдз, руководитель одного из подразделений Ford Motor - компании Premier Automotive Group, утверждает, что этот автомобиль способен точно проходить повороты, несмотря на внушительную массу. В Европе универсал от Jaguar появится в салонах в первом полугодии 2004 г. , а вот привозить его в США компания пока не планирует.

По примеру Jaguar дорогие универсалы планируют выкатить на рынок Chrysler и Saab. Впрочем, слова "универсал" обе компании избегают. Например, Chrysler (подразделение DaimlerChrysler AG) представил во Франкфурте тяжелый и внушительный 300C Touring, оснащенный мощным V-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 300 л. с. Его производство должно начаться уже в этом году.

Еще одна модель, созданная специально для состоятельного клиента, - Bugatti Veyron, ориентировочная цена на которую будет составлять $1 млн. Эта модель считается одним из самых мощных легковых автомобилей в мировой истории. В недрах корпуса, навевающего воспоминания о 30-х гг. минувшего столетия, скрыт могучий 16-цилиндровый двигатель мощностью 1001 л. с. Владелец брэнда Bugatti компания Volkswagen утверждает, что этот автомобиль развивает скорость свыше 400 км/ч. Правда, во время испытаний на высоких скоростях водители с трудом справлялись с управлением, а крутящий момент, передаваемый колесами, столь велик, что сгорают самые современные шины. В компании, однако, выражают надежду, что к апрелю 2004 г. , когда Veyron появится на рынке, удастся создать новые шины, выдерживающие такие нагрузки. Рассказывают, что нынешним летом за руль Bugatti Veyron сел не кто иной, как сам генеральный директор VW Бернд Пишетцридер. По свидетельству очевидцев, новый Bugatti жестоко обманул его ожидания - автомобиль плохо держал дорогу, а его аэродинамические свойства не соответствовали возможностям двигателя.

Впрочем, это разочарование, пожалуй, наименее тяжкое из тех, что могут подстерегать производителей эксклюзивных авто. Уже сейчас аналитики полагают, что рынок супердорогих моделей представляет собой не что иное, как пузырь, которому со временем суждено лопнуть. В конце 90-х автомобильные компании рассчитывали на резкий взлет спроса в секторе автомобилей класса люкс. Взлета, однако, не произошло.

В прошлом году, когда европейское подразделение DaimlerChrysler, компания Mercedes-Benz, запустила на рынок лимузин Maybach стоимостью $310 000, в компании рассчитывали продавать по 1000 автомобилей в год. Тем не менее, по данным из информированных источников, за первые семь месяцев 2003 г. компания выпустила лишь 278 этих лимузинов.

В США, крупнейшем в мире рынке автомобилей luxury к концу августа было продано всего 48 Maybach. В самой компании утверждают, что намерены продать в 2003 г. в общей сложности порядка 800 автомобилей, а в 2004 г. - по меньшей мере 1000.

Основной конкурент Maybach - Rolls Royce, принадлежащий германской BMW, в 2003 г. продал в США всего 38 автомобилей. По данным Autodata, это в два раза меньше, чем было продано там за тот же период 2002 г.

Тем временем производители продолжают создавать все новые автомобили класса люкс. На франкфуртском салоне дебютировало более десятка моделей, цена на которые составляет от $150 000 и выше.

Ford представил новый Aston Martin DB9, который появится на рынке уже в этом году. Цена на этот автомобиль в базовой комплектации составит на американском рынке порядка $175 000. В подразделении Aston Martin надеются, что благодаря новинке продажи марки вырастут с 1500 до 4000 автомобилей в год.

Аналогичные надежды связывают в Bentley с новым Continental GT, цена на который будет составлять ориентировочно $150 000. Bentley, которая входит в состав концерна Volkswagen, рассчитывает продавать по 3500 Continental GT в год. Более того, в компании уверены, что сумеют нарастить объемы продаж, когда пополнят модельный ряд кабриолетом и другими модификациями.

Porsche представила на суд автомобилистов новую скоростную Carrera GT, которая будет стоить более $250 000, а Mercedes показал модель SLR за $375 000, созданную на основе болида "Формулы-1".

Финансовый директор VW Ханс Дитер Петш утверждает, что его компания рассчитывает неплохо заработать на Bugatti. "В этом автомобиле скрыт огромный технический потенциал", - утверждает он. Петш не сомневается, что у машины, способной разгоняться до 400 км/ч, поклонники найдутся. "Не обязательно выжимать из автомобиля эту скорость. Чтобы ощутить его мощь, достаточно просто нажать на акселератор", - говорит он.

Сомнения, которые стали высказывать аналитики по поводу продаж дорогих автомобилей, звучат в ушах автопроизводителей зловещим набатом. Лет пять назад, когда появилось огромное количество миллионеров, сколотивших состояния на интернет-компаниях, выпуск новых авто класса люкс представлялся и впрямь неплохой идеей. Теперь же, когда на рынки выкатилась волна задуманных в ту пору автомобилей, интернет-пузыри уже полопались, а прибыль автомобильных компаний сильно страдает от острейшей ценовой конкуренции.

"Я желаю им удачи, - говорит Роберт Лутц, заместитель председателя совета директоров по разработке новой продукции в корпорации General Motors. - Этот рынок весьма ограничен, а потому всем участникам будет крайне трудно добиться желаемых и стабильных результатов". (WSJ, Екатерина Кудашкина)